logo

6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций древнего Китая лежит семейно-общественное воспитание, уходящее корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев. Считалось, что у каждого дома есть покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые вредят старшим и родственникам. Представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика жилища — картинки с изображением нравоучительных сценок. Веками складывался педагогический идеал, который предполагал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренней сдержанностью человека, умеющего заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе. В основе воспитательных отношений было уважение младших к старшим. Корневой являлась идея семейного родства. Детям следовало всячески угождать старшим, быть кроткими и беспрекословно подчиняться отцу. Уважение к родителям и покорность им считались залогом благоденствия. Это нашло отражение в нравоучениях: «В разговоре со старшим нужно понижать голос. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший» и пр. В ходу были сентенции: «Всем добродетелям угрожает опасность, когда сыновнее благочестие поколеблено»; «Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека более, чем отца».

Традиция почитания родителей питала идею минимизации самостоятельности детей, лишения их личных прав. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Получение образования рассматривалось как крайне престижное дело.

Первые заведения воспитания и обучения в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях XVI-XI вв. до н.э. В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью и колесницей.

В XI-III вв. до н.э. в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (Го Сюэ) и менее родовитой знати (Сан Сюэ): То Сюэ — в столице. Сан Сюэ — в провинциальных городах. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение для родовитых юношей — своего рода университет (Да Сюэ). В Го Сюэ и Сан Сюэ учились 7 лет (с 13 лет), в Да Сюэ — 9 лет (с 20 лет).

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения учебных заведений иероглифическим письмом владели немногие — так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось крайне медленно. Первые иероглифы высекали на костях различных животных. С X в. до н.э. появились иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. Когда в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс изображения иероглифов и обучения письму стал более простым.

Подход к обучению сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

В итоге в Китае грамотность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Организация обучения, экзаменов превратились в неотъемлемую часть государственной политики. В успешной сдаче экзаменов видели путь к общественной карьере.

Китайские мудрецы попытались теоретически осмыслить воспитание и образование. Одной из основных философских школ, которые сформировались в Китае к VI в. до н.э. и влияли на воспитание и обучение, был даосизм. Основатель даосизма Лао-цзы (род ок. 599 г. до н.э.) рассматривал организованное обучение как искусственную преграду на пути гармонии человека и неба. Основное внимание даосизм уделял опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.