logo

Религиозная педагогическая мысль в советской России

Педагогика в России так и не превратилась в монолитный официоз. Наряду с официальными получили развитие иные идеи воспитания и обучения. Так, продолжали жить вопреки атеистической школьно-педагогической политике идеи религиозного воспитания (П.А. Флоренский, В.Н. Сорока-Росинский).

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) высказал, на первый взгляд, парадоксальное для верующего человека суждение о целесообразности отмены преподавания религии в школе. Он замечал, что для веры подобные уроки приносили лишь вред, будучи формальными и ведшими на деле к атеизму. В центр нравственного религиозного воспитания Флоренский поставил учение о генеалогии. Речь шла о необходимости уже в семье давать ребенку образ генеалогического древа, вводя его не только в историю собственной семьи, но и в деяния предков, и тем самым создавая основу национального воспитания. Флоренский размышлял о сочетании при воспитании и обучении логических понятий с символами-образами. Под символической наглядностью понималась сгущенная реальность, ее знак, где символом символов является Бог. Он рассматривал вопрос о символической наглядности в обучении и воспитании в контексте соединения научного и иррационального восприятия мира.

Теоретик и практик Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) высказал самобытные взгляды на воспитание. Им сформулировано несколько условий национального воспитания: в семейной обстановке, через приобщение к религии и физическому труду, знакомство с устной традицией народного творчества. Сорока-Росинский отказывался от абсолютизации коллективного воспитания, хотя и соглашался с его педагогической целесообразностью. Он предлагал смягчить артельный характер коллективного воспитания в детских домах и дать ребенку возможность уединяться для творчества и размышлений.