logo

Университеты

В XV-XVI в. продолжался рост сети университетов. В XV в. в Европе действовало до 80 университетов. В XIV-XV вв. («осень средневековья») численность студентов, однако, сократилась, что было вызвано общеевропейскими трагическими событиями: голод, эпидемии, столетняя война. Но уже в XVI столетии университетов насчитывалось около 180. Тогда же прибавилось число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов составляло с 1426 по 1485 г. ежегодно в среднем 310 человек, а с 1528 по 1569 г. — 622 человека (т.е. увеличилось вдвое). Некоторые университеты были огромными по составу. В Саламанкском университете (Испания) в 1600 г. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов.

Высшее образование оказалось ареной соперничества представителей новой и уходящей систем образования. Создание новых и реорганизацию уже существовавших университетов брали на себя римская католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения.

В германских государствах в XVI-XVII вв. действовало 7 университетов, контролировавшихся Ватиканом. Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Свои университеты (studia superiora) открывал орден иезуитов. Университетский курс у иезуитов распадался на два цикла: трехлетний философский и четырехлетний теологический. В основе занятий философией лежало изучение аристотелизма в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле изучались в небольшом объеме математика, геометрия и география.

Из-за усиления связей с феодальной аристократией и католической церковью значительная часть университетов оказалась в стороне от гуманистического движения Возрождения и Реформации.

Тем не менее процесс распространения новой образованности в высшем образовании оказался необратимым. Первым бастионом Реформации в системе высшего образования в Германии стал реорганизованный М. Лютером и Ф. Меланхтоном Вюртембергский университет (основан в 1502 г). Этот и другие протестантские университеты XVI в. вышли из-под контроля Ватикана и поступили в подчинение светским властям. Немецкие протестанты по-новому формулировали статус университета. Становится реальной жизненная карьера с помощью высшего образования, которое давало возможности социального продвижения и ломало строгие сословные социальные перегородки.

В Англии центром влияния Реформации на университетское образование оказался Кембриджский университет. Осуществленные У. Тинделем перемены привели к демократизации студенчества, в социальном составе которого устойчивое и заметное место заняли представители третьего сословия.

Центрами образованности в духе Возрождения сделались университеты, находившиеся вне движения Реформации. Поначалу это были университеты Италии, где под влиянием основателей национальной литературы предметом увлечения стали культура и искусство античной эпохи. Затем крепостью новой образованности сделался Парижский университет (Сорбонна), где изучали не только латынь и римскую литературу, но и древнегреческий язык (с 1458 г.).

В университетах Франции в XVI-XVII вв. существенно переменилось преподавание истории и географии. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений изучали подлинную науку, используя глобусы, карты великих географических открытий. В 40-х гг. XVII в. в программах появились сочинения Р. Декарта.

Пример учебного заведения, деятельность которого была созвучна идеям Возрождения, — Страсбургский университет (1621 г.). Университет вышел из гимназии, а затем академии И. Штурма. Очагами гуманистического образования оказались и другие германские университеты: во Фрайбурге (1457 г.), Вюртемберге (1502 г.), а также Оксфордский университет в Англии. В последнем, например, был профессором Эразм Роттердамский.