logo search

3. Система обучения и воспитания в исламском мире

Главным распространителем образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейской. Овладение ею считалось непременным условием для образованного человека и учителя. По восточным представлениям между обучением и воспитанием существовала неразрывная связь: без воспитанности знание — что огонь без дров, без знания воспитанность — как дух без тела. По исламской традиции обучение начиналось в семье. Важной первой вехой обучения являлась идущая от древней инициации церемония бисмаллах. По достижении возраста 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок должен был произнести молитвенное «бисмаллах» и несколько первых стихов из Корана. Считалось, что ответственность за проступки учеников лежит прежде всего на преподавателе, «Начало воспитания моих детей есть твое собственное воспитание», — писал один из родителей, обращаясь к учителю.

В обучении и воспитании практиковались поощрения и наказания. Существовал, например, обычай, согласно которому лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его сладостями. Преимущество все же отдавали наказанию. Правда, предусматривалась известная регламентация. Наставникам советовали избегать вспыльчивости и не превращать физическое наказание в избиение. По традиции число ударов ограничивалось тремя. Подчеркивалась недопустимость наказывать физически детей младше 10 лет, а также поручать исполнять наказания старшему ученику. Телесные наказания были скорее правилом, нежели исключением. В начале занятий обычно учитель произносил фразу: «Ваше тело, но мои — кости». Лозунгом педагогов был девиз: «Сбережешь розги, потеряешь дитя».

Образование в исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись непринципиальные различия). Частные религиозные школы первого (начального) уровня — китаб — существовали в городах и крупных селениях. Учитель договаривался с родителями учеников о вознаграждении за свой труд. Плата, как правило, была невысокой. В раннюю эпоху (до XII в.) школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях, реже в доме или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы), утром по средам и четвергам повторяли пройденное. Изучали прежде всего арабскую грамоту. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана. Применялись также диктанты. Содержание обучения, соблюдение канонов ислама контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие ученики. Основное число учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Представители феодальной верхушки предпочитали нанимать домашних учителей. Тогда образование включало не только чтение, письмо и счет, но и элементы арабской грамматики и литературы. Кроме того, изучали историю, правила этикета, занимались физическими и воинскими упражнениями (плавание, верховая езда, стрельба из лука и пр.).

Второй (высший) уровень образования учащиеся получали с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия, как правило, проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов) и на занятия приходили сотни юношей. Преподаватель сидел на ковре в кругу учеников. Учебные заведения второго уровня в кругах при мечетях именовались фикх и калам. Заметным событием в развитии просвещения стали дома мудрости, первый из которых появился в Багдаде в конце VIII в. В домах мудрости собирались и вели споры крупные ученые. Здесь сосредоточивались богатые хранилища рукописей. В домах мудрости соединились традиции греко-римской, индийской, арабской и персидской образованности. Программа должна была способствовать тому, чтобы из молодого человека формировался благородный мусульманин. Предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились прежде всего религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о пророке Мохаммеде), мусульманские право (шариат) и теология. Сюда относились арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки (согласно философским концепциям аристотелева направления). Те, кто приобретал образование высшего уровня, получали и ученую степень — ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей.

Главными методами обучения в фикхах, каламах и домах мудрости были чтение и комментирование разнообразной учебной литературы. Ученики под руководством наставника изучали наиболее авторитетные сочинения по тому или иному предмету. Ученик обычно читал, а преподаватель по ходу чтения комментировал. Иногда комментарии переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты. Специальные глашатаи время от времени громко произносили то, что учитель считал наиболее важным. Они же выполняли также роль репетиторов и контролеров.

Власти редко вмешивались в дело высшего образования, лишь в ряде мест, например в Багдаде и Египте, они контролировали соблюдение канонов ортодоксального ислама.

Заметные изменения в высшем образовании произошли в XI-XII вв., когда появились новые учебные заведения — медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 г. в Багдаде. Медресе затем распространились по всему исламскому миру. В медресе изучали и комментировали учебную литературу тогдашнего цивилизованного мира. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно, однако, контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей. В Басре, Герате, Исфагане, Мерве и других городах их финансировали и власти.

В первых медресе изучали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов. Авторами учебников часто являлись выдающиеся мыслители Востока. Так, аль Бируни создал трактат «Вразумление началам звездочетства» — пособие по обучению математике, астрономии и географии. Ученик мог выбрать из нескольких вариантов ответов на поставленные вопросы тот, который считал правильным. Настольными книгами в медресе и других высших учебных заведениях были трактаты Авиценны.

Порой крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами.

Типологичность системы образования в исламском мире не исключала особенностей в отдельных регионах и странах. Так, в Османской Империи, в состав которой в начале XVI в. вошел Ближний Восток, сложилась иерархия медресе: столичные, которые открывали путь к административной карьере, и провинциальные, выпускники которых в лучшем случае могли стать мелкими чиновниками. Путем воспитания происходила натурализация части детей покоренных народов (главным образом, христианских). По турецким семьям распределялись чужеземные мальчики 5-12 лет, где их приобщали к языку и обычаям турок-османов. Затем подростков отдавали в специальные школы — эндерун, где продолжалось их мусульманское образование и шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно — новая армия).

Кроме программы медресе подросткам и юношам — будущим янычарам — преподавали турецкий и персидский языки и литературу, историю, математику, военное дело (стрельба из лука, верховая езда, метание копья, борьба), различные искусства и ремесла: поэзию, музыку, каллиграфию, рисунок, черчение, переплетное мастерство и пр. В целом содержание обучения был заметно шире и глубже, чем в медресе.

Кризис Османской империи в XVII в. отразился на образовании и воспитании. Обучение перерождалось в механическую зубрежку. В школе воцарилась палочная дисциплина, что превращало детей, как писал один из современников, в обезумевшие стаи птиц.

Крупным культурным центром исламского мира являлась мусульманская Испания. Просвещение в мусульманской Испании достигло наивысшего расцвета в конце X в. По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. В одной лишь Кордове насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ, в ряде которых женщины посещали занятия изящной словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. В учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи. Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили педагогические достижения Европы и нередко служили эталонами для Запада. Можно назвать в этой связи, например, идеи интеллектуального развития, сенсуалистского подхода к обучению и др. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху средневековья. Восточные высшие школы в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В медресе обучались европейцы, сделавшиеся впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями. Когда в XI в. в Болонье и Париже появились центры просвещения, из которых выросли первые университеты, европейцы стали отправляться в Северную Африку, арабскую Испанию, чтобы побывать в тамошних школах, познать мудрость Востока.