logo search

3. Традиции дохристианского воспитания

В воспитание и обучение раннего средневековья причудливо вплеталась языческая (варварская) традиция. Ее следы сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. фактически исчез институт друидов — языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, еще долго жили обычаи языческого нравственного, физического, военного воспитания. Верная таким обычаям знать Галлии возражала против исключительно интеллектуального римского образования и напоминала соплеменникам, что их долг — приучать сыновей к военному делу, укреплять физически.

Длительное время традиции варварского воспитания действовали на севере Европы. Из саг XIII в. мы узнаем, что у скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство отца и других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду (рыбака или хлебопашца) и профессии воина. Нордическая традиция не допускала профессию жрецов наподобие друидов. Вот почему умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами. В сагах перечислены следующие достоинства-умения: игра в шахматы, знание рун, работа по металлу, бег на лыжах, стрельба из лука, владение мечом и копьем, игра на арфе, знание поэзии.

Дохристианская народная педагогика более всего проявлялась в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом воспитание окрашивалось сословными чертами и особенностями.