logo search

Античные школы

После распада Римской империи в школьном деле вначале сосуществовали традиционные и сравнительно новые формы. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые — церковными школами.

Античные школы исчезли не сразу. Так, в V в. верхи первых средневековых государств, проводя курс на сближение варварской и итало-римской знати, материально поддерживали грамматиков и риторов. Во Франкском государстве в V-VII вв. действовали школы, кружки, где изучались латинская риторика и грамматика, римское право. При дворе собирались любители греко-римской литературы. По примеру римских императоров была основана дворцовая школа (scola palatina). Северо-франкская знать в конце VI в. не только изъяснялась на латыни, но и писала на этом языке.

Однако к VII в. школы античного типа полностью исчезли. Произошло это по ряду причин: постоянные войны, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных учебных заведений, но главное — кануло в прошлое античное общество, которое обслуживали эти школы.

Школьное дело в V-VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Жизнь едва теплилась в немногочисленных школах. Об этом упадке один из образованных свидетелей той эпохи писал: «Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает». Неграмотной была верхушка общества. Вплоть до VIII в. большая часть знати не умела даже писать по-латыни и была чужда грамотности.

Потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Духовные соборы в Оранже и Валенсе (529 г.), шестой Вселенский собор (681 г.) принимали обращения о необходимости создания школ. Но эти призывы приносили не много пользы.