5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
Средневековая эпоха заняла громадный отрезок китайской истории — с конца 1-го тысячелетия до н.э. до конца XIX в. Эта эпоха складывалась из периодов, каждый из которых отмечен определенными тенденциями в образовании, событиями в культуре и идеями философско-педагогической мысли.
На протяжении первого периода (II в. до н.э.- III в. н.э.) произошли важные перемены в культуре и образовании. Были упрощены и унифицированы иероглифы, что заметно облегчило их освоение. Появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. Была создана централизованная сеть правительственных (Гуань Сюэ) и частных (Сы Сюэ) учебных заведений. Подобная типология просуществовала до начала XX в. В систему образования входили три ступени — начального, среднего и высшего образования. Начальные школы существовали в деревнях и городах, средние — в центрах княжеств и главных городах провинций. Вершиной системы была столичная императорская школа — Тай Сюэ — один из первых в мире прообразов государственного университета. В ней обучалось до 300 студентов. При Тай Сюэ был учрежден совет мудрецов (Бошигуань), который отвечал за состояние дел в образовании. Кроме Тай Сюэ в центральных городах были созданы специализированные учебные заведения повышенного образования, среди которых выделялась столичная литературная школа — Хунду Мэнь Сюэ. В высших учебных заведениях учились лишь сыновья аристократов и крупных чиновников.
Конфуцианство окончательно превращается в официальную идеологию воспитания и образования. Такое положение сохранилось вплоть до начала XX в. Классические конфуцианские трактаты «Пятикнижие» («Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории») становятся главным учебным предметом, рассчитанным на изучение в течение 10 лет. Закончивший курс мог сдавать на ученую степень «доктор классики», что позволяло занимать чиновничью должность.
В III-Х вв. культура и образование в Китае пережили заметный подъем. Укреплялась сеть центральных государственных учебных заведений. Было создано высшее учебное заведение для знати — Школа сынов государства (Го Цзы Сюэ). Императорская школа Тай Сюэ выполняла по сути функции общегосударственного школьного ведомства. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Двери их были открыты для талантливых и способных людей из низов. Были определены понятия учебного года с установлением времени и порядка учебы, каникул, экзаменов. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На экзаменах больше стали ценить талант и подлинную ученость. Кроме отличного знания канонических конфуцианских книг, что осталось главным условием успеха, от соискателей требовались знания в арифметике, истории, географии и юриспруденции, владение искусством каллиграфии, умение вести беседу и сочинять в рифмованном виде литературные произведения.
К ведущим ученым Китая этой эпохи, которые занимались вопросами воспитания и образования, относится Хань Юй (763-824). Автор трактатов «О человеке», «Как стать учителем», «Как преуспеть в учебе», Хань Юй преподавал в императорском университете Тай Сюэ. Он выступил против распространившегося в Китае буддизма, за возврат к конфуцианским нравственным ценностям. Сутью этих ценностей называлась добродетель, которая должна проявляться в том числе и в воспитании. Хань Юй на особое место в воспитании ставил мудрого и нравственного учителя. По его суждениям, процесс образования будет тем эффективнее, чем теснее отношения между учителем и учеником, чем больше времени они будут находиться вместе. Он подчеркивал, что приобретение знаний должно сопровождаться выявлением главного в этих знаниях. Хань Юй замечал, что праздность рождает нравственные пороки, тогда как прилежание в учебе ведет к учености, правильному мышлению.
Важный этап истории воспитания и обучения в Китае — конец X — конец XIII в. Это был своеобразный «золотой век» науки культуры и образования, сравнимый с эпохой Возрождения в Западной Европе. В эту эпоху получили развитие книгопечатание, были изобретены порох, компас, тушь и пр. Власти поощряли развитие образования. Расширялась система экзаменов, росло число их участников.
Система образования в этот период включала, во-первых, центральные государственные учебные заведения: императорскую академию, высшие учебные заведения университетского типа, специальные высшие школы (права, математики, медицины, канононического конфуцианства, военного дела, живописи). Императорская академия выполняла общие функции управления образованием. Во-вторых, в систему входили местные государственные школы. Были созданы органы местного управления образованием и налажены контакты между центральным и провинциальными учебными заведениями, что способствовало притоку квалифицированных преподавателей на места. Заметное развитие получили частные учебные заведения начального и повышенного образования. Начальные частные школы создавались в деревнях и в небольших городах общинами, а также отдельными семьями. В школах учили чтению и письму, давали элементарные знания по арифметике, литературе, истории и географии. По окончании частных начальных школ выпускники имели возможность обучаться в частных академиях классического образования. Академии считались весьма престижными заведениями. Они выгодно отличались от государственных школ. Сюда принимали пришельцев из разных концов страны. Здесь практиковались коллективные и индивидуальные занятия, свободные дискуссии. В них царил дух взаимоуважения преподавателей и учеников.
Постепенно, однако, в сфере образования усиливался отрыв от практических нужд, разлад единства задач воспитания и обучения. Некоторые ученые пытались исправить положение, предлагали, например, пересмотреть программы экзаменов, сделать их специализированными, подчеркивали, что экзамены не учитывают необходимости выявления нравственных добродетелей. Возможность преодолеть застой часть мыслителей усматривала в корректировке конфуцианства как идейной основы воспитания. Они утверждали, что конфуцианство превратилось в догму и схоластику.
Такую ревизию предпринял, например, философ и педагог Чжу Си (1130-1200). Он создал свою академию классического образования — Байлудун (Пещера белой лани), был автором философско-педагогических трактатов «Комментарии к конфуцианскому четверокнижию» и «Идеи академии Байлудун». Чжу Си предлагал в процессе воспитания органично сочетать знание, чувство, силу воли, проповедь. Целью такого воспитания назывались пять добродетелей-достоинств: благородство, правдивость, мудрость, чувство собственного достоинства, индивидуальность. Главными средствами воспитания рассматривались чтение литературы, наставления и размышления. Чжу Си трактовал жизнь и воспитание как победу разума и правил любви и предлагал, имея это в виду, обращаться к идее Конфуция безусловного подчинения младших старшим, детей — родителям. Неоконфуцианство, как видно, радикально не противостояло требованиям, которые предъявлялись тогдашним китайским обществом подраставшему поколению.
Новые веяние в образовании и воспитании появились в конце XIII — середине XIV в. В стране действовала обширная сеть учебных заведений (ок. 25 тыс. в 1289 г.), множество монгольских школ, в том числе академия для монгольской аристократии. Наряду с традиционным иероглифическим письмом распространяется монгольская письменность. Многие учебные заведения покрывали свои расходы за счет находившихся в их владении земельных участков. Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Была обновлена императорская система государственных экзаменов.
Важный этап истории образования в Китае пришелся на вторую половину XIV — первую половину XVII в. В это время возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования. В Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации. Была учреждена высшая школа для обучения детей императорской фамилии, где предлагалась программа из 30 курсов, которые базировались прежде всего на трактатах Конфуция и Чжу Си. Продолжались реформы государственных экзаменов. Последние были еще больше усложнены и регламентированы. Экзаменующимся, например, вменялось писать в установленном стиле, отступать от которого было нельзя. Требовалось, чтобы сочинение состояло из восьми разделов со строго ограниченным числом иероглифов (не менее 300 и не более 700). Темами сочинений могли быть лишь события, которые имели место после 220 г. Для прохождения экзаменов отпала необходимость изучать важнейшие науки (арифметика, история, география), демонстрировать полезные и практические знания.
В условиях нараставшего кризиса были сделаны попытки вырвать образование и педагогическую мысль из регламентации, освободиться от становившегося все более архаичным неоконфуцианства. Такие усилия предпринял, в частности, Ванг Шу Ен (1472-1528). Резко осуждая традиционные воспитание и обучение, он писал: «Сегодня, как и прежде, учителя наших детей не делают ничего иного, как учат повторять громким голосом фразы и письменно воспроизводить учебник. Они... выказывают свою неспособность вести детей по пути добродетели... Сами же дети смотрят на школу как тюрьму, куда отказываются войти. Они видят в своих учителях злодеев и врагов и не желают с ними встречаться».
Ванг Шу Ен рассматривал обучение и воспитание как сотрудничество (ко-ву) с внешним миром, которое реализуется посредством изучения определенного учебного материала и объектов. Он предлагал пересмотреть роль учителя, которому следовало направлять познавательную мысль школьника, учитывать природную доброту ребенка, раскрепостить детскую активность, отказавшись от предельно управляемого воспитания.
В последнем периоде средневековья (XVII — начало XX в.) образование в Китае не претерпело серьезных перемен. Китай будто застыл, охваченный летаргическом сном. Воспитание и обучение определяло неоконфуцианство. На его основе, например, были составлены правила морального поведения (1652 г.): выполняй сыновьи обязанности, почитай старших, поддерживай хорошие отношения с соседями, поучай и обуздывай сыновей и внуков, не совершай дурных поступков. Правила популяризировали особые беседчики.
Содержание образования приобрело гуманитарный характер. Учащиеся не получали сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, будто Китай есть весь мир. Многовековая изоляция от остального мира содействовала мифу самодостаточности и превосходства китайской цивилизации.
В неизменном виде сохранялись школьное обучение и государственные экзамены. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7-летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лишь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Главным методом было мнемоническое обучение.
Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов. Процедура экзаменов была громоздкой и утомительной. Экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории Китая немало примеров, когда известные ученые так и не сумели преодолеть бастионы экзаменационных сочинений. Для успешной сдачи экзамена вовсе не требовались творческие способности. Как говорили в Китае, чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание