logo search

Школьные проекты

В первой половине XIX в., в Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Один из первых проектов — о создании светских учебных заведений — был представлен родственником Петра I Федором Салтыковым (ум. 1715 г.).

В «Пропозициях» Салтыкова (1712 г.) предлагалось учредить в каждой губернии по 1-2 академии в зданиях монастырей, учителями приглашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоминали западноевропейские дворцовые школы. Кроме общеобразовательных дисциплин (грамматика, риторика, поэтика, философия, история, география, математика, физика), предполагалось обучать различным научно-техническим предметам (механика, фортификация, архитектура и пр.). Также предусматривалось давать уроки танцев, фехтования, верховой езды. Салтыков предлагал создать в каждой губернии две женские школы.

Свои предложения представил деятель русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750). Он открыл несколько горнозаводских школ, изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733 г.). Главной наукой Татищев почитает, чтоб человек мог себя познать. Он приходит к заключению о необходимости воспитания и обучения, соответственного возрастам человека: как прирастают и совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется и знание человечества вместе с его возрастом. Основной целью «Разговора...» является доказательство необходимости посылать молодых людей обучаться нужным и полезным наукам за границей. Желание и надежда на учрежденные Петром школы оказались, по наблюдению Татищева, обманутыми. Он предлагает создавать новые и исправлять существующие училища. Татищевская программа дворянского воспитания предусматривала преподавание светских наук и религиозное обучение. Им выдвинут план открытия академий или университетов, гимназий и академий ремесел. Татищев обосновывал идею, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, что что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно. В соответствии с этим науки делились на нужные (домоводство, мораль, религия и пр.), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки и пр.), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы и пр.), любопытные (астрология, алхимия и пр.) и вредные (ворожба, чернокнижие и пр.).

На позициях критического, рационалистического видения мира стоял заметный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681-1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, европейски образованный, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отроком» Прокопович давал советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека. (Каков кто отрок есть, таков и муж будет.)

Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения И.Т. Посошков представил в трактате «Завещание отеческое» (1705 г.), где причудливо ужились старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка просветительских реформ Петра. Посошков требовал воспитывать детей в великой грозе, в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний (если сын впадет в 6луд, ребра ему круши). Вместе с тем им обозначена куда более обширная программа образования, нежели в Московской Руси: славянский язык, письмо, грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян. (Нужно так устроить, чтобы и в малой деревне не было безграмотного человека.)

Свой проект развития образования представил Петру I немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки) и отличался предложением обучать на основе энциклопедических программ.

Особую роль в отечественной педагогической мысли и реформах образования и воспитания в XVIII в. сыграл великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов придавал большое значение воспитанию: «..Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». В воспитании особо выделял такие качества, как любовь к отчизне, милосердие, трудолюбие, любовь к знаниям, высокая нравственность. Клеймил такие пороки, как лень, скупость, трусость, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство. Ломоносов являлся видным идеологом светского государственного образования. Он содействовал демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ломоносов был одним из создателей Московского университета. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где даны рекомендации сознательного, последовательного, систематического, наглядного обучения. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении.