logo search

3. Система образования Общеобразовательная школа

На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения общего образования: сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.

Частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые — дорогие и привилегированные. Они возродились в начале 1990-х гг., после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/1995 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0.1% всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что проявляется в первую очередь в сфере финансирования. Частные школы создаются преимущественно светскими лицами; некоторые учреждаются различными церквями. Как и государственные, эти учебные заведения отделены от церкви и религии. Религиозное обучение является частным делом граждан.

Закон об образовании (1992 г.) предусматривает ежегодные затраты на образование на уровне не менее 10% национального дохода. Фактически этот уровень гораздо ниже. В 1992 г. он составил 4,6%, в 1993 г. — 5,8%, в 1994 г. — около 3%, что намного меньше, чем в других индустриально развитых странах. Выделяемых средств недостаточно, чтобы удовлетворять нужды школы. Например, в 1995 г. потребность образовательных учреждений России составляла 4,2 млрд. руб., между тем как по бюджету было утверждено 3,2 млрд. руб. (фактически эта сумма была сокращена до 2,5 млрд. руб.).

Система общего образования состоит из трех ступеней: 1-я ступень — начальная школа (3-4 года); 2-я ступень — школа основного общего образования (5-6 лет); 3-я ступень — средняя полная школа (1-2 года). Гражданам гарантированы общедоступность и бесплатность обучения в пределах общенациональных образовательных стандартов на всех трех ступенях государственных и муниципальных учреждений. В платных негосударственных (частных) общеобразовательных школах затраты родителей на обучение должны возмещаться в определенных пределах из общественных средств. Граждане имеют право давать детям домашнее общее образование и получать на это субсидии. Прием в школы с углубленным изучением предметов проходит на конкурсной основе.

Программу начальной школы составляют чтение, письмо, счет, начала естественных и гуманитарных знаний, навыки учебной деятельности; в виде факультативов — искусство, труд, спорт и пр. Обучение в основной школе включает стандартную программу и программы по выбору. Оно обязательно. Выпускник имеет право на обучение в школе 3-й ступени. В средней полной школе программа дифференцированная: обязательная и по выбору.

В первый класс принимают детей 6-7 лет. Экзамены проводятся после окончания школ 2-й и 3-й ступеней. В 1-м и 2-м классах обычно система оценок не применяется. В остальных классах принята система из четырех оценок-. 5 (отлично). 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Перевод в очередной класс допускается только при положительных оценках. Продолжительность учебного года в начальной школе — не менее 30 недель, в средней — не менее 34 недель.

Ближайшей крупной реформой предполагается введение 12-летней общеобразовательной школы. Вопрос о реформе оказался предметом острой полемики. Ее сторонники заявляли, что опыт ведущих стран Запада подтверждает целесообразность нововведения: повысится качество обучения, получит развитие профильное образование в старших классах, уменьшится учебная нагрузка учащихся. Возражения противников реформ сводились к двум основным суждениям. Во-первых, школа не готова к введению 12-летнего обучения: нет средств, методического обеспечения, гарантий, что выпускники смогут поступать в вузы, будучи призванными в армию. Во-вторых, реформа не только не приведет к сокращению нагрузки учащихся, но, напротив, учебные обязанности учащихся еще более возрастут.