logo search

Концепции воспитания

Значительная число российских ученых фактически продолжает традиции марксистской педагогики и понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, идущий прежде всего от задач социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Подчеркивается, что в результате воспитания общественное должно быть представлено в индивидуальном, в перспективе чего происходит интеграция личности с коллективом. При выработке новой философии воспитания часть ученых предложила иные педагогические средства для прежней цели — формирования полностью социально детерминированного человека. Такой подход создавал иллюзию, будто методами социализации можно решить проблемы отдельной личности.

Оппоненты этого подхода предлагают демократическую концепцию воспитания, в основе которой лежат признание природной сущности и права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Они представляют человека как существо одновременно природное и социальное.

Чтобы реализовать обе ипостаси, Олег Самойлович Газман (1936-1997) предложил осуществлять педагогику свободы, предусматривающую заботу о детских потребностях и интересах; защиту ребенка от природных и социальных опасностей; воспитание и обучение при гуманном содержании и гуманной направленности передаваемых норм поведения; передачу опыта гуманистических отношений; демократический стиль учения и преподавания. Педагогика свободы характеризуется как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также способов преодоления препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.

Демократическая педагогическая концепция провозглашает идейный плюрализм, отказ от идеологических крайностей при формировании подрастающего поколения. Подобная парадигма воспитания предусматривает идейную толерантность, свободу совести, т.е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

Важной составляющей демократического воспитания в многонациональной России рассматривается поликультурное воспитание. Оно предусматривает, что объективно ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура, которая для нерусских наций и этнических групп — основной посредник с мировыми духовными ценностями. Учитывается также, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели предлагает, в частности, этнопедагогика, одним из первых разработчиков которой является Геннадий Никандрович Волков (род. 1927 г.).

Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием единства и идеологической интеграции советского общества.

В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим.

На главную роль в воспитании претендует религиозная педагогика. Помимо приоритета религии, в нравственном воспитании ею делается акцент на необходимости усиления национального воспитания.

В общественной и педагогической мысли существует также парадигма этноцентризма, национализма, которая представляет значительную угрозу демократическим завоеваниям в воспитании и образовании.