logo search

Философско-педагогическая мысль

Становление философской мысли, в недрах которой развивалась педагогика в Риме, происходило под сильным и непрерывным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники. При этом были выдвинуты оригинальные педагогические идеи.

Один из первых представителей римского просвещения, Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), будучи эллинофобом, тем не менее опирался на греческие каноны при составлении программы полноценного образования. Катон особенно настаивал на консервации традиции домашнего воспитания. Он сам обучал сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не пользовался его услугами. (Не подобает рабу бранить моего сына.) В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми.

Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Полноценного образования достойны немногие, считал Цицерон, большинство же нуждается в хлебе и зрелищах. Цицерон рассматривал душевную жизнь как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил должна семья, полагал философ.

Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I-II вв. Крупный греко-римский мыслитель этой эпохи Плутарх (ок. 45 — ок. 127 г.) с особым вниманием относился к воспитанию и обучению в семье. Его супруга отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало подымать руку на святыню. В трактатах последователей Плутарха повторяются его советы проявлять мягкость к благонравным детям, оставаться матерям воспитательницами собственных детей, выдвинуты идеи обучения в духе требований образованного римского общества, т.е. давать беглое знание наук.

Видный представитель философско-педагогической мысли начала I в. — Луций Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Он критиковал формализм школы, которая воспитывает ум, но не душу. «Мы учимся не для жизни, а для школы», — писал Сенека, осуждая отрыв организованного обучения от нравственных нужд человека. Он считал, что образование должно формировать самостоятельную личность. (Пусть говорит он [ученик] сам, а не его память.) Проблемы воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию». «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла», — писал философ, полагая, что воспитатель всегда должен помнить о необходимости движения к такому знанию (идеальной нравственной норме) путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории. Задачи педагогики Сенека определял как направление по пути морального самосовершенствования и научение отцов тому, как должны они воспитывать своих детей. Им высказаны меткие замечания относительно принципов и способов воспитания и обучения: «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других»; «Результат достигается скорее примером, чем наставлением» и пр.

Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал каноном образования семь свободных искусств. Он писал: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?»

Яркая фигура римской философско-педагогической мысли — Марк Фабий Квинтилиан (42 — ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия. Его главный труд — «Ораторское образование». Из 12 книг трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными. (Дети от природы склонны к худшему.) Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь педагогических результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети — драгоценный сосуд, с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах. При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравственными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, приучать питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Квинтилиан делал упор на необходимости полезного обществу образования. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей. Квинтилиан ратовал за доступность образования, полагая, что все дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности обучения, считая, например, что ученики-тупицы — на совести педагогов. По его мнению, дети одарены памятью, которая нужна для изучения любой науки, что прилежание учеников зависит от доброй воли, а последнюю нельзя вызвать путем принуждения.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному обучению по сравнению с домашним. (Свет хорошей школы лучше одиночества семьи.) Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения зачастую бывает причиной добродетелей. Но все же Квинтилиан полагал, что нравственное становление личности предпочтительно в условиях семейного воспитания: «Нравственность детей будет в большей безопасности вне толпы товарищей».

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством публичного оратора. (Поэтами родятся, а ораторами становятся.) Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения. Первой ее ступенью было домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматики и частично греческой грамматикой. Предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родного языка. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес похвалой и забавами, чтобы ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру («золотую середину»). В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.

Обширная программа предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одновременно несколько учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими; центральным предметом называлась грамматика. В риторической школе основным предметом провозглашалась риторика, под которой понималось искусство красноречия. На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. Обучение следовало вести индуктивным путем — от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития точной памяти. Таков, например, топологический прием, когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков мест для запоминания.