Содержание
Предисловие 5
Раздел I. Воспитание и обучение в древнем мире 7
Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления 8
1. Общий взгляд 8
2. Семейно-сословное воспитание 9
3. Понимание смысла и способов воспитания 9
Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке 10
1. Общий взгляд 10
2. «Дома табличек» 11
3. Школы писцов в Египте 13
4. Воспитание и обучение в Палестине 14
5. Воспитание и обучение в Индии 15
6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае 17
Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья 19
1. Общий взгляд 20
2. Воспитание и обучение в Греции 20
3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 28
4. Воспитание и педагогические идеи в Риме 29
5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан 32
6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира 34
Глава 4. Представления восточных славян о воспитании 34
1. Общий взгляд 34
2. Народная педагогика восточных славян 35
Вопросы и задания 36
Раздел II. Воспитание и школа средневековья 36
Глава 1. Воспитание и школа в Византии 37
1. Общий взгляд 37
2. Педагогическая мысль 38
3. Система воспитания и образования 39
4. Место Византии в истории мировой педагогики 40
Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке 41
1. Общий взгляд 41
2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока 41
3. Система обучения и воспитания в исламском мире 44
4. Воспитание и обучение в Индии 46
5. Школа и взгляды на воспитание в Китае 47
Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья 49
1. Общий взгляд 49
2. Философско-педагогическая мысль 50
3. Традиции дохристианского воспитания 51
4. Сословно-семейное воспитание и обучение 52
5. Типы и виды учебных заведений 53
Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации 58
1. Общий взгляд 58
2. Педагогические идеи Возрождения 59
3. Педагогические идеи Реформации 64
4. Иезуиты и воспитание 65
5. Школа в XV — начале XVII в. 65
Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире 71
1. Общий взгляд 71
2. Воспитание и обучение в Киевской Руси 72
3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 75
4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 81
Вопросы и задания 83
Раздел III. Школа и педагогические учения нового времени 83
Глава 1. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения 84
1. Общий взгляд 84
2. Педагогическая мысль начала Нового времени 85
3. Педагогические идеи Просвещения 89
4. Педагогические идеи и проекты Французской революции 98
5. Тенденции развития образования 100
Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в. 104
1. Общий взгляд 104
2. Воспитание и обучение в первой половине XVIII в. 105
3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половине XVIII в. 109
Глава 3. Педагогика и школа Запада XIX в. 113
1. Общий взгляд 113
2. Педагогические идеи в философии 114
3. Классики педагогики XIX столетия 118
4. Тенденции развития и проблемы общего образования 121
Глава 4. Школа и педагогика России XIX в. 132
1. Общий взгляд 132
2. Развитие образования в первой четверти XIX в. 133
3. Школьная политика во второй четверти XIX в. 135
4. Школьные реформы 1860-х гг. 137
5. Школьная реакция 139
6. Педагогическая мысль 140
Вопросы и задания 151
Раздел IV. История новейшей школы и педагогики 153
Глава 1. Образование и педагогика за рубежом в первой половине XX в. 153
1. Общий взгляд 153
2. Основные педагогические течения 154
3. Итоги школьных реформ к середине XX в. 161
4. Модернизация учебно-воспитательного процесса 162
Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом 165
1. Общий взгляд 165
2. Основные направления педагогической мысли 165
3. Организация и содержание образования и воспитания 167
4. Актуальные проблемы воспитания и образования 171
5. Обновление обучения и воспитания 172
Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в. 174
1. Общий взгляд 174
2. Вопрос о школьных реформах 175
3. Эволюция образования 176
4. Педагогические направления и идеи 180
Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода 184
1. Общий взгляд 184
2. Принципы школьной политики 184
3. Развитие педагогической науки 189
Глава 5. Образование и педагогика в России на рубеже XX-XXI вв. 197
1. Общий взгляд 197
2. Теоретические проблемы образования и воспитания 198
3. Система образования 201
4. Состояние образования и воспитания 204
Вопросы и задания 209
Литература 210
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание