logo search

Дифференциация обучения

Знаком реформ является расширение дифференциации обучения. Основными формами дифференциации обучения являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы, на группы в классе. Дифференциация начинается после начального обучения в средней школе. Отавным отличительным признаком дифференциации в являются программы.

Происходит становление 6-летней основной школы, в стенах которой для большей части учеников начинается дифференцированное образование. Педагогические последствия дифференциации в целом позитивны. Обучение приобретает более целенаправленный характер, больше согласуется с возможностями различных групп учащихся. Общая программа рассчитана на повышение уровня подготовки всех школьников.

В российской школе отсутствует объективно необходимая систематическая политика целенаправленного выявления и обучения талантливых школьников. Способности и таланты будущего цвета нации далеко не всегда поощряются. Между тем мировой опыт показывает, что специальное обучение талантливых детей начиная с раннего возраста педагогически целесообразно. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успеха, а затем останавливаются в своем развитии или продвигаются вперед не столь заметно, как могли бы. Судьба одаренного может быть попросту драматичной. Нередко учителя не уделяют ему особого внимания, а родители не в состоянии обеспечить нестандартное образование.

В России, однако, понимают необходимость воспитания собственной интеллектуальной элиты. Накоплен важный опыт работы с талантливыми детьми. Всемирную известность получила, например, детская математическая школа при Новосибирском отделении АН СССР В 1989 г. была разработана долговременная комплексная программа «Талантливые дети», за которую ответственен Российский культурный фонд. Фонд организует участие талантливых юных математиков, физиков, музыкантов в международных конкурсах, предоставляет им стипендии. В 1996 г. стипендиатами фонда стали свыше 200 талантливых школьников. Попытка специального обучения талантливых детей была сделана в возникших в начале 1990-х гг. гимназиях и лицеях. Открыты несколько особых классов для талантливых детей (например, в Москве).

В отдельных регионах стали традицией многопрофильные зимние и летние школы для одаренных детей. Такие школы организуются в последние годы в Самарской области. Сюда приезжают победители областных школьных олимпиад. На подобных выездных сессиях не ставят оценок, а вместо уроков проводятся лекции и занятия по секциям (физика, математика, литература и русский язык, биология, химия, история и право, география и экономика). Вожатые (студенты педагогического и аэродинамического университетов) помогают организовать досуг школьников.

Важное направление дифференциации — особое обучение детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. В России есть система специальных заведений для детей с отклонениями в развитии, но она пока не обеспечивает потребностей населения. Обычно школы для детей с недостатками в умственном и физическом развитии расположены в лесных зонах, неподалеку от городов (лесные школы)! Для части учеников регулярные занятия проводятся в соответствии с обычными программами. Остальные дети и подростки обучаются по облегченным общеобразовательным программам с акцентом на профессиональной подготовке. Открываются новые учебно-воспитательные заведения для детей с различными дефектами. Так, в 1989 г. в г. Набережные Челны был открыт Медико-биологический центр для детей с патологией органов слуха. Разделы программы составлены с учетом дефектов слуха и имеют коррекционную направленность. Детей обучают по полисенсорной методике. Суть методики заключается в том, что в процесс речевой коммуникации вовлекаются остатки слуха и остальные органы чувств.

Постепенно увеличиваются масштабы компенсирующего обучения как важного способа дифференциации образования. Наряду с традиционным компенсирующим обучением в виде второгодничества и дополнительных занятий в некоторых школах созданы классы компенсирующего обучения. Они решают задачи развития социально-нравственных качеств, помощи ребенку в адаптации к условиям школьной жизни, формирования учебной мотивации у слабоуспевающих, социально и педагогически запущенных детей.