logo search

2. Педагогическая мысль

Эллинистическая педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV-V вв. Ее развивали неоплатоники из Афинской академии и высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии. Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся на познание собственной души, самосовершенствование. Познание предлагалось осуществлять через божественное озарение и экстаз путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы предложили идеи, составившие основы религиозного воспитания и обучения. Светская образованность рассматривалась как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему. Душа человека определялась как микромир, который следует путем воспитании привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю как силу стремления к слиянию с природой.

Один из первых средневековых схоластов, Иоанн Дамаскин (675-753), в философско-педагогическом трактате «Источник знания» развивал идею универсальной, энциклопедической образованности. Другой видный философ, патриарх Фотий (820-897), полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации. Фотий был наставником Кирилла-Константина и Мефодия — славянских первоучителей. Он создал в Константинополе элитарное учебное заведение, где стремился осуществить важные педагогические установки: искреннее и простое общение учителя с учениками, универсализм образования (сочетание светского и богословского), беседу как активный метод обучения.

Продолжателем раннехристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь миром духовного учительства и ученичества. Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018-1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не подвластен религиозному фанатизму, будучи личностью гуманистической, физически развитой, светски образованной, чувствующей прекрасное, душевно благородной, с твердым умом.

Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Достижение совершенства — цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству — это нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования.