Немецкое Просвещение
В конце XVIII столетия в Германии начался небывалый взлет педагогической мысли. Облик немецкого Просвещения складывался на идеях морального самосовершенства, трудолюбия, семейных добродетелей, национального воспитания, гуманистической образованности. Один из зачинателей немецкого Просвещения, Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), писал в «Воспитании человеческого рода»: «Неужели человечеству никогда не достичь высшей ступени просвещения и чистоты? Боже милосердный, избавь меня от такого богохульства». Среди педагогических течений немецкого Просвещения выделялись филантропизм и неогуманизм.
Главными заслугами филантропизма в сфере педагогики и просвещения явились пропаганда идей светского гражданского воспитания, продвижение к построению педагогики на научной основе, формулировка идей наглядного обучения, современного образования, физического воспитания, искоренения жестоких наказаний.
Лидер филантропизма Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790) исходил из того, что общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле. Главный порок традиционного образования он видел в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, в авторитарно-жестоком отношении к детям. Его совершенно не устраивал отрыв школы от потребностей жизни: «Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царят дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть... Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: три головы, шесть рук, и все они в беспрерывной ссоре».
Базедов, ставя на первый план необходимость увязать воспитание и обучение с жизнью, следующим образом формулирует основную педагогическую цель: «...Подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни... Важное звание, богатый доход, ученость, ловкость движений и приятные манеры — все это такие преимущества, о приобретении которых детьми следует заботиться только при том условии, если не будет нанесен вред главной цели».
Базедов полагал, что идеал воспитания полезного и счастливого человека — одно целое. Подобный идеал тесно увязан с идеей гармонии умственного образования, физического и нравственного воспитания. При этом на главное место выдвигалось нравственное становление личности. Базедов писал в «Книге методов», что прекрасно образованный человек, не будучи воспитанным, рискует совершать аморальные поступки. В процесс нравственного воспитания особая роль отдавалась труду, работе, под которыми понимались любые занятия, которые предписаны ребенку.
Излагая в трактате «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» свои педагогические взгляды, Базедов предлагал физически воспитывать и закаливать ребенка с первых дней жизни, основывать нравственное воспитание (особенно в раннем возрасте) на послушании, обучение начинать с чувственных восприятий. Свои идеи Базедов достаточно успешно осуществил в филантропине — учрежденном им учебно-воспитательном интернате в Дессау.
Другой идеолог филантропизма, Йоахим Генрих Кампе (1746-1818), отчетливо провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Исходя из убеждения в том, что общество должно уважать каждого человека и давать ему возможность свободного развития, Кампе указывал на правомерность свободы совести в школе, в частности непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.
Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики неогуманизма. Они уделяли особое внимание реорганизации среднего учебного заведения. По их суждению, гимназия должна одновременно давать практически полезные и необходимые знания, т.е. «современное» образование, и знание древних языков и литературы — «классическое» образование. В педагогической теории ставилось понятие гуманности, важнейшим средством воспитания которой считались античные греческие культура и искусство.
Заметный представитель неогуманизма Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) возглавлял народное образование в Пруссии, был инициатором открытия Берлинского университета (1809 г.), выступал за создание единой системы образования, состоящей из элементарной школы, гимназии и университета. Им был составлен новый учебный план гимназии, который включал древние и немецкий языки, математику, естествознание, историю, географию, пение и исключал изучение религии. Он отвергал какую-либо дифференциацию среднего образования: она мало или односторонне способствует развитию учащихся. По его суждению, идея дифференциации противоречит предназначению общего образования, которое может успешно развиваться лишь благодаря общей... взаимосвязи нашего Я с окружающим миром.
Гумбольдт полагал, что задачу развития свободного и самостоятельного человека можно осуществить прежде всего вне государственных учебных заведений: «Если воспитание должно развить человека вообще — независимо от определенных, окружающих его гражданских форм, то в таком случае оно не нуждается в помощи государства». По мнению Гумбольдта, роль государства должна состоять в том, чтобы следить за соблюдением законности в сфере образования.
В известном смысле неогуманизм оказался наследником гуманистических идей Возрождения. Но его представители пошли дальше в разработке идеи воспитания гармоничного человека, осознав, что обществу требуются индивиды универсального типа в одной сфере социальной деятельности, т.е. люди с высоким уровнем развития отдельных качеств.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание