logo search

Английское Просвещение

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты целой плеядой мыслителей. Некоторые из них писали об организации всеобщего начального обучения на родном языке (Томас Пейн (1737-1809)), предлагали создать ремесленные школы для обучения детей всех возрастов (Уильям Петти (1623-1687)), настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования (Джон Беллерс (1654-1725)).

Заметный след в развитии идей воспитания и обучения подрастающего поколения составило творчество английского просветителя Джона Локка (1632 – 1704). В его трактатах «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» ярко выражены важные передовые педагогические устремления. В трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Поставив цель воспитания образцовых граждан, Локк полагал, что для ее достижения необходимо преодолевать невежество и суеверия, широко распространенные среди населения Англии.

Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Е Декарта. Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его общефилософских воззрений, на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях.

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение: «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть добрыми или злыми, полезными или нет благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми».

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. В отличие от картезианства, отправная формула которого «Мыслю — следовательно, существую» означала критику чувственного опыта как критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. По Локку, у человека нет врожденных представлений и идей. Иначе, чем у Декарта, трактуется появляющийся на свет, подобный чистой доске (tabula rasa) ребенок. Такой естественный человек готов и должен воспринимать окружающий мир прежде всего посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию.

Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. (Вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.) Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом назывались определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально осуждая унизительные физические наказания (исключения делались лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации образования. Вот почему он оправдывает и предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из верхов, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

В набор дисциплин и занятий полноценного обучения Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения — хорошие манеры и знание света. При рассмотрении организации и методов обучения элиты Локк ратовал за строго контролируемое частное образование. Это значило, что в раннем детстве о мальчиках надлежало заботиться родителям и гувернерам. Затем гувернеров должны заменять тщательно отобранные частные наставники, которые обучают, воспитывают своих подопечных, опекают их при обучении в небольших частных школах и университетах. Заключительная стадия образования джентльмена — длительное путешествие в континентальную Европу в сопровождении и под надзором наставника.

Сохранив верность элитарному сословному воспитанию, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — для деловых занятий в реальном мире. Для этого предлагалось упростить школьную программу, ввести в нее новые предметы. Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.