logo search

4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)

До середины XVII в. Правобережная Западная Украина и Белоруссия входили в состав Польско-Литовского государства.

Школа и просвещение оказались важным условием удовлетворения культурно-образовательных потребностей складывавшихся славянских наций — украинцев и белорусов. Развитие просвещения и культуры украинского и белорусского народов происходило в неблагоприятных условиях чужеземного господства. Однако, сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша.

Важным условием развития педагогической мысли украинского и белорусского средневековья являлось сосуществование римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Эволюция этих конфессий существенно повлияла на духовную жизнь и педагогическую мысль. Так, в конце XIV — первой половине XV в. под южнославянским и византийским влиянием в украинской культуре и просвещении распространяется исихиазм — религиозная доктрина, представители которой обратились к внутреннему миру человека.

Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись вплоть до конца XV в. Речь идет об элементарном учении при церквях и монастырях и повышенном обучении (прообразе учения книжного), включавшем помимо чтения, церковного пения и порядка богослужения также элементы богословия. Преобладающую роль в развитии грамотности играло домашнее образование, обучение у грамотных людей.

В конце XV-XVI вв. просвещение на Украине и в Белоруссии приобретает новые черты. Предоставление многим городам права самоуправления стимулировало расширение и изменение школьного дела, поскольку росла потребность не только в элементарно грамотных, но и в профессионально обученных людях.

С XVI в. развитие просвещения на Украине и в Белоруссии происходило под знаком существенных политико-идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического движения среди украинского и белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и православной церкви. Эти процессы нашли отзвук в украинской и белорусской философско-педагогической мысли. Так, разделив идеи Реформации о преподавании на родном языке, белорусский просветитель Франциск Скорина (до 1490 — ок. 1541) перевел в 1517 г. на славянский язык Библию — книгу, которая была главным дидактическим пособием того времени.