logo search

Педагогические идеи Возрождения во Франции

Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится важным очагом идей гуманизма Возрождения. Из Сорбонны эти идеи распространились в Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и образования, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.

Франсуа Рабле (1494-1553) едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

Гаргантюа — герой одноименного романа Рабле — забывает, как ненужный хлам, все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа сильного, воспитанного и разносторонне образованного человека. Чтение служит пищей для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме (например, счету Гаргантюа учится, играя в карты). Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведут беседы, которые помогают узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы.

Мишель Монтень (1533-1592) в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в неисчерпаемые человеческие возможности, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению. По меткому замечанию французских историков педагогики, Монтень предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени. Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем разъедает общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это настоящая тюрьма, откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение (трубят в уши, будто воду льют). По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу.

Признавая необходимость опереться в воспитании на склонности и задатки детей, Монтень сетовал, что сделать это с раннего возраста затруднительно: «Склонности детей в раннем возрасте проявляются так слабо и так неотчетливо, задатки их так обманчивы и неопределенны, что составить себе на этот счет точное суждение очень трудно».

Воспитание Монтень видел очень широко: «Мир наш только школа, где мы учимся познавать». Основная цель образования усматривалась в самом знании, а также в научении достойно жить и умереть. Он замечал, что люди и животные — дети одной матери Природы, так что следует прививать детям уважительное отношение ко всему сущему. В познании он отдавал преимущество чувственному опыту.

Размышляя, каким должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Предлагая добиваться осмысленного отношения к учебе, он писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его». Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования (нельзя обучать многому). Полезно организовать разнообразные связи учащихся с окружающим миром — со знатоками наук, умными и благожелательными друзьями, посещать иные страны. В ходе образования следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности. Умственное образование, по Монтеню, — это своеобразное личное присвоение знаний: «Мы берем на хранение чужие мысли и знания. Нужно, однако, сделать их собственными». Идеалом для Монтеня был не умудренный голой ученостью человек, а человек, одновременно обладавший добрыми нравами и умом.