logo search

Педагогические идеи итальянского Возрождения

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л. Альберти (1404-1472). В. да Фельтре (1378-1446), Б. Гуарини (1374-1460) и другие). В Италии заговорили о новом типе человека-гражданине. Речь шла о формировании члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л. Альберти, позволит приобретать совершенные добродетели и полное счастье. Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания нового человека — изучение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана. К ним, например. обратились Витторино да Фельтре и Леон Батисто Гуарини.

Итальянские гуманисты произвели радикальные перемены в методиках обучения, имея в виду специфику детства и ребенка. Так. Л.Б. Гуарини совершил подлинный переворот в представлениях о детских учебниках. Он отверг темные средневековые тексты с невнятной, изложенной в стихах грамматикой, предложив вместо этого доступные детям учебные грамматические комментарии.

Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568-1639). Он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город солнца». В утопии «Город солнца» рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования.

Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В городе солнца заботятся об улучшении породы людей, так как убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря воспитанию и жесткому биологическому отбору жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет — математику, медицину и прочие науки. Предлагалось оживлять обучение путем наглядности: городские стены разрисованы превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки...Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста. Широко используется принцип соревновательности. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. В качестве учебника используется пособие «Мудрость», где сжато и доступно изложены все науки. Солярии воспитаны в духе религии как закона природы. Их бог — Солнце, природа. Они вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.