logo search

Идеалы воспитания

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096 г.). Достойными подражания князь Владимир Мономах (1053-1125) называл тех, кто владел учением книжным. Он приводит в пример своего отца — князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по «Поучению.,.», был весьма начитан и образован для своего времени. «Поучение...» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Владимир Мономах неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, взывает к учению. Вот фрагмент из этого уникального документа русской древней педагогики: Все хорошее узнав, вы должны помнить, него не знаете, тому учитесь... Человек должен всегда учиться: в пути и на коне. Суждения Владимира Мономаха, оформленные в религиозные тексты, подвигали, тем не менее, к практическому мышлению и деятельности. Такой же светский оттенок носили и философско-педагогические рассуждения киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только Священное писание, но и природа — творение божественной мудрости.

В Киевской Руси, как видно, разум и знания ценились высоко, но предполагалось держать умственное воспитание под контролем нравственности. В этом проявлялось стремление применять ко всему в жизни нравственное отношение. Приобретение духовной мудрости предполагало упорную учебу, осмысленное чтение книг, знакомство с мировой культурой, осознание своего места и места народа в этой культуре. Достижение мудрости означало литературное, музыкальное, эстетическое развитие как важный исток нравственного становления. Задачу подобного воспитания решали прежде всего церковь и семья.

Семейное воспитание в Древней Руси нацелено было на освоение житейских правил. Своеобразным кодексом этих правил явилась наука о «христианском жительстве», состоявшая из трех наук, или строений: о духовном поведении, гражданском общежитии, жизни в семье (домоводство).

Наряду с идеями традиционного семейного воспитания в Киевской Руси постепенно развивались идеи книжного образования — учения книжного, которое ведет начало от крещения Руси. В педагогической мысли рядом с понятием учение книжное (от глагола учить) складывается термин училище.