logo search

1. Общий взгляд

В сердце Европы, на востоке континента, издревле располагались славяне. К началу эпохи средневековья между Черным и Балтийским морями, от Карпат и Судет, вглубь Восточной Европы, образовалось обширное пространство, населенное восточными, южными и западными славянами.

Объединяющей силой славянства являлась языковая общность. Обучение языку, следовательно, оказывалось одним из главных способов осознания этнического единства славянского средневекового мира. Проявлением такой общности стало создание в VII-IX вв. нового письменного языка — славянского (старославянский, или староболгарский). Особую роль в его становлении сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии (един язык словенск, как он назван в древнерусских летописях), предназначался для «книжного учения».

Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г. Обучение было более простым и легким, чем на латыни в Западной Европе, поскольку в основе преподавания лежал не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия разошлись по всему славянскому миру. Славянские книжники создавали школы в Болгарии (Преславская книжная школа), в Киевской Руси, где им покровительствовал князь Ярослав Мудрый (ок. 978-1054).

Образование и воспитание были важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость против турок, германцев, монголо-татар и др.

Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграли христианство, раскол на православие и католицизм. Если восточные и южные славяне оказались в орбите влияния греко-византийской религиозной культурно-образовательной традиции, то западные славяне испытали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое воздействие приобретало весьма большую силу. В целом влияние на педагогическую мысль славянского мира восточного и западного христианства трудно переоценить, поскольку религия воспитывала душу народов. В странах, принявших католицизм, богословие, педагогическая мысль в значительной степени приняли рассудочно-отвлеченный характер, тогда как в православных славянских странах философы заботились прежде всего о внутреннем цельном состоянии духа.

Славянский мир внес особый вклад в развитие средневековой педагогической мысли. Примером этого служит Чехия. Взгляды чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) стали моделью для многих стран Европы.