logo search

3. Понимание смысла и способов воспитания

Дети со слов родителей путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников, что оценивалось как таинство и волшебство. Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл.

У африканских готтентотов, например, мать произносила над ребенком колдовские заклинания, чтобы тот рос сильным и ловким охотником. Магический характер имели нравственные назидания. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: «Будь добрым, не бери чужого».

Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактических приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на детей было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к окружающему миру все более переходил к воздействию на него. По мере усложнения жизнедеятельности меняются задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются люди, имеющие опыт организованного воспитания, — старейшины, священнослужители. Они владели навыками обучения трудовой деятельности, передачи установленных общиной запретов.

В первобытных общинах охотников и собирателей сроки детства и воспитания были непродолжительными — от 9 до 11 лет. Самых маленьких отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и другим промыслам. Девочки-подростки учились у соплеменниц ведению домашнего хозяйства.

Постепенно менялись нормы взаимоотношений детей и взрослых. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Поначалу маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания, например удар палкой по следу ребенка в его присутствии. Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание. Физические наказания стали рассматриваться как естественная необходимость.

На исходе первобытно-общинного периода традиция коллективного воспитания привела к появлению своеобразных Домов молодежи для детей и подростков. По сути это были предшественники учебно-воспитательных учреждений, организованные для подготовки общественного человека, передачи трудовых навыков, умений, знаний, обрядов. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата все дети до 7-8 лет (мальчики и девочки) воспитывались совместно под присмотром женщин, в более старшем возрасте — раздельно. При патриархально-родовом укладе дома молодежи становятся раздельными для мальчиков и девочек. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения, на стадии разложения патриархальной общины появляются отдельные дома молодежи для рядовых членов общины и ее элиты. Подобные заведения, например, существовали у племен ацтеков и майя (Америка), майори (Новая Зеландия).

Важным проявлением педагогического мышления в первобытном обществе явились инициации — посвящения подростков 10-15 лет во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного действа и сопровождалась традиционными песнопениями и танцами, магическими заклинаниями, ритуалами. Ей приписывалась таинственная сила. Программа инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек — овладение навыками ведения домашнего хозяйства. Свои наставления наставники подкрепляли ударами, щипками, уколами.