logo search

Философия иррационализма о воспитании

Индивидуалистическое целеполагание в воспитании было сильно выражено в философии иррационализма. Ее представители помышляли о воспитании людей с независимыми суждениями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора. Воспитание такой способности значило поощрение к сомнению и критике, отказ безвольно следовать иным мнениям.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) жестко настаивал на решающем значении внутренних иррациональных факторов развития личности. Им отрицались качественные изменения природной сущности человеческой личности с помощью внешнего воздействия — воспитания. Желания не подвластны человеку, потому их нельзя переменить, утверждал ученый. Перемены в поведении человека — это показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание — следовательно, лишь обманчивое сокрытие человеческих воли и страстей.

Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал идеальное представление об окружающем мире — каким он должен быть, но не каков в действительности. Учителя, писал Шопенгауэр, должны подавать первый пример открытости и честности, объявив: мир лежит во зле, люди не являются тем, чем они должны быть. Это не значит, что педагогическая ситуация виделась тупиковой. Предлагалось внушить ученику мысль: «Не обманывайся и стремись быть лучше».

Другой немецкий интерпретатор иррационализма, Фридрих Ницше (1844-1900). специально занимался вопросам воспитания, оставив сборник докладов «О будущем наших образовательных учреждений». Порок обычного образования Ницше видел прежде всего в пренебрежении задачами нравственного воспитания. Он упрекал гимназии в излишней специализации, что ведет к падению общей культуры, порождает эгоизм учащихся. Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназическое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного языка, истории как ретрансляторов духовной культуры.

Ницше выделял проблему элитарного воспитания — талантов и гениев. Организация подобного воспитания объявлялась необходимой. Важным условием успеха называлось руководство таланта (сверхчеловека) гениальным наставником (особенно на высшей ступени образования). Ф. Ницше не скрывал отрицательного отношения к расширению масштабов полноценного образования. Сторонники подобной идеи, замечал он, намерены освободить человечество от влияния гениальных личностей и тем самым разрушить священный порядок в сфере интеллекта.