logo search

Педагогические проекты Екатерининской эпохи

В истории педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции, на втором (с начала 1780-х гг.) — германского школьно-педагогического опыта.

В 1763 г. Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил несколько документов, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764 г.) и «Краткое наставление... о воспитании детей», где при трактовке физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты воспитания идеальных дворян. Бецкой ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу... новое воспитание и, так сказать, новое порождение. Осудив результаты прежних реформ образования, он видел причины неудач в том, что их инициаторы заботились только об украшении и просвещении разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит. По суждениям Бецкого, корень всему злу и добру воспитание. Предлагалось поэтому сначала воспитать новую породу, или новых отцов и матерей. Утверждалось, что правильное воспитание возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общества и семьи, создании закрытых воспитательных училищ. Бецкой перечислял несколько добродетелей, о воспитании которых следовало заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезнование о бедных, знание правил семейной жизни, отвращение от всяких продерзостей, опрятность.

В 1760-х гг. были разработаны еще несколько проектов.

Профессор Московского университета Фридрих Генрих Дильтей составил план учреждения начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (рабские, или дядские, школы). Предусматривалось создать 2 дядские школы — в Москве и Петербурге, более 20 тривиальных школ для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

В проекте, представленном Комиссией по учебной реформе, предусматривалось создание закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывались 4 типа гимназий: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. В гимназиях всех типов предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила Частная комиссия об училищах: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные учебные заведения — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков; по желанию родителей туда могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами назначались религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Они адресовались мальчикам и девочкам, В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев адресовались населению восточных окраин. Программы должны были быть аналогичны двум первым типам училищ. Учителями предлагалось делать представителей соответствующих конфессий, обучение вести на родном для иноверцев языке.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе приглушили крестьянское восстание, войны, которые вела России в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

В 1782 г. Екатерина II назначила Комиссию по учреждению народных училищ. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в Уставе народным училищам Российской империи (1786 г.). В разработке документов активное участие принял сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав...» провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. В нем утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства, чтобы семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили. Составители «Устава...» решили положительно чрезвычайно важный вопрос — о преподавании на природном, т.е. русском, языке.