logo search

Педагогические идеи социалистов

Заметное распространение в педагогике Запада Нового времени получили идеи социализма и коммунизма. Социалисты-утописты Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) (Франция), Роберт Оуэн (1771-1858) (Англия) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для приобретения значительной частью населения необходимого воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человека. Они не видели исторической перспективы классического образования, предлагали реформировать образование с учетом научно-технического прогресса, ввести трудовое обучение. Как прекрасные и идеальные цели, рассматривались всестороннее развитие личности, построение общества, где люди воспитываются и живут, как братья.

В педагогических и общественных кругах, где были распространены социалистические доктрины, активно обсуждались идеи ликвидации социального неравенства при приобретении образования, секуляризации школы и ликвидации религиозного обучения. Примером такого подхода в Германии могут служить взгляды К.Ф. Вандера (1803-1879) в Германии, П.Ж. Прудона (1809-1865) во Франции.

Авторы коммунистической доктрины немецкие философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) рассматривали вопросы воспитания и образования в контексте необходимости классовой борьбы, в ходе которой происходит становление нового человека. Они сохранили приверженность идеям утопического социализма о всестороннем развитии личности. В марксистской трактовке идея трудового обучения была оформлена в виде тезиса о политехническом образовании — ознакомление подрастающего поколения с основными принципами важнейших процессов производства. Главным критерием нравственного воспитания Маркс и Энгельс считали верность пролетарской классовой морали, которая ставилась выше общечеловеческих нравственных ценностей.