logo search

3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.

Особое развитие русской школы и педагогики во второй половине XVIII в. пришлось на царствование Екатерины II (1729-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В 1762 г. она писала: «Страсть этого года — писать о воспитании..., формировании идеального человека и достойного гражданина».

Екатерина II помышляла о воспитании добродетельных поколений и разделила педагогические идеалы Возрождения и Просвещения. Она задумала завершить секуляризацию образования посредством создания системы государственной общеобразовательной школы. Такая школа должна была учить и воспитывать. Речь шла том, чтобы общество взяло на себя педагогические задачи, которые прежде исполняла семья. Екатерина II стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов, внимательно изучала «Мысли о воспитании» Дж. Локка, педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Фе-нелона, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, она обратилась к Д. Дидро, который составил «План Университета для России». В 1770-х гг. Екатерина особо заинтересовалась педагогической деятельностью И.-Б. Базедова.

Педагогические пристрастия Екатерины II претерпели эволюцию. Если в начале царствовования императрица демонстрировала приверженность идеям французского Просвещения, то в конце жизни отошла от либеральных увлечений. Когда нужно было выбирать между идеалами Просвещения и опасностью для трона, Екатерина II не колебалась. Свидетельство этого — судьбы выдающихся русских просветителей Н. Новикова и А. Радищева: первый, заподозренный в масонском заговоре против императрицы, был брошен в Петропавловскую крепость; второй, дерзнувший публично осудить самодержавие, отправлен в Сибирь.

Русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов воспитания и образования в рамках европейского Просвещения. Они разделили идею Просвещения о постепенном, но постоянном, из века в век формировании общества и человеческой личности, считая, что основным фактором этого формирования является социальная среда. В свою очередь, главным в социальной среде рассматривались вид правления и законодательство, прямо влияющие на облик и характер человека. В сочинениях российских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики при соблюдения собственных традиций. Русские мыслители включились в европейскую полемику о воспитании. Ими была подхвачена идея всестороннего развития личности.

При этом высказывались и отдельные самостоятельные суждения. Отвергнув руссоистский тезис абсолютного «естественного воспитания» и настаивая на приоритете общественного воспитания, президент Академии наук Е.Р. Дашкова, В.В. Крестинин, А.А. Прокопович-Антонский, Е.Б. Сырейщиков и другие отечественные просветители не разделяли суждения и Вольтера, и Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожной роли наследственности в воспитании.

Видным участником русского Просвещения был журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818). Он финансировал две частные школы и поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Педагогические воззрения изложены Новиковым в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783 г.). Русский просветитель признавал огромную роль просвещенного монарха и необходимость поддержки его начинаний, в том числе на ниве просвещения. Он определял несколько главных целей воспитания: телесного (физического), нравственного и умственного. Подобное воспитание должно было содействовать формированию разумного человека и добродетельного гражданина. Новиков верил в преобразование России на началах просвещения. Он осознал потребность в доступном образовании и полагал, что воспитание юношества должно взять на себя общество.

Особое место среди русских просветителей занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стоял за радикальные социальные меры — уничтожение феодально-крепостнических порядков — и прозрачно намекал, что Екатерина не является искренней покровительницей просвещения. Подобно Руссо, поклонником которого он был, Радищев связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Однако в отличие от Руссо, Радищев не считал жизнь человека в обществе неизбежно необходимой деградацией человеческой природы. Он настаивал прежде всего на гражданском воспитании — формировании сынов отечества, требовал покончить с сословностью в образовании, сделать его доступным равно дворянам и крестьянам.

Заметную роль в развитии идей Просвещения сыграл Московский университет. Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII в. оказался коллективный трактат профессоров университета «Способ учения» (1771 г.). В трактате провозглашены важные дидактические идеи активности и сознательности обучения. В университете шла интенсивная научно-педагогическая жизнь. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые. Профессора публиковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я.-А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных реформ. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (родной язык, математика, география, естествознание и пр.). В трудах профессоров университета (Д.С. Аничков, А.Н. Поповский и др.) поставлены важные вопросы нравственного, умственного и физического воспитания, подчеркивалась целесообразность использования западного педагогического опыта и собственных народных педагогических традиций.

Во второй половине XVIII в. место православной педагогики как главной идейной основы воспитания и обучения заняла государственная педагогика. Прежде почти безраздельная владычица в педагогическом движении России, церковная православная педагогика как бы ушла в тень. Но это не означало, что развитие ее приостановилось. Свидетельство этого, например, — просветительская деятельность Тихона Задонского (1724-1783). Святитель Тихон осознавал важность правильного воспитания, полагая, что детский возраст является критическим в духовном становлении: «Незлобливый наиболее приятен к восприятию добра и зла». Предназначение воспитания ставилось в зависимость от основной жизненной цели — спасения души. Воспитание должно было вести к этой стоящей за пределами земного существования цели и основываться на стремлении к нравственному совершенству. Высшей формой познания утверждалось богопознание. Изучение «видимого мира» рассматривалось средством нравственного религиозного воспитания. При размышлении над вопросом, как учить, Тихон полагал, что следует от познания окружающего мира переходить к познанию Бога: «От всякого случая и всякого видимого создания к невидимым можно суждение обращать... и духовно пользоваться». О способе такого познания подробно говорится в работе святителя Тихона «Сокровище духовное, от мира собираемое». В ней определены несколько условий эффективного воспитания и обучения: истинность знания (чистый, незамутненный источник, из которого черпается религиозное знание); организованность педагогического процесса (надежное и непогрешимое средство, благодаря которому оно [знание] получается);учет окружающей природной и общественной среды (правильная и неложная среда и сфера деятельности, среди которой человек живет и строит свое спасение).