3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
Особое развитие русской школы и педагогики во второй половине XVIII в. пришлось на царствование Екатерины II (1729-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В 1762 г. она писала: «Страсть этого года — писать о воспитании..., формировании идеального человека и достойного гражданина».
Екатерина II помышляла о воспитании добродетельных поколений и разделила педагогические идеалы Возрождения и Просвещения. Она задумала завершить секуляризацию образования посредством создания системы государственной общеобразовательной школы. Такая школа должна была учить и воспитывать. Речь шла том, чтобы общество взяло на себя педагогические задачи, которые прежде исполняла семья. Екатерина II стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов, внимательно изучала «Мысли о воспитании» Дж. Локка, педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Фе-нелона, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, она обратилась к Д. Дидро, который составил «План Университета для России». В 1770-х гг. Екатерина особо заинтересовалась педагогической деятельностью И.-Б. Базедова.
Педагогические пристрастия Екатерины II претерпели эволюцию. Если в начале царствовования императрица демонстрировала приверженность идеям французского Просвещения, то в конце жизни отошла от либеральных увлечений. Когда нужно было выбирать между идеалами Просвещения и опасностью для трона, Екатерина II не колебалась. Свидетельство этого — судьбы выдающихся русских просветителей Н. Новикова и А. Радищева: первый, заподозренный в масонском заговоре против императрицы, был брошен в Петропавловскую крепость; второй, дерзнувший публично осудить самодержавие, отправлен в Сибирь.
Русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов воспитания и образования в рамках европейского Просвещения. Они разделили идею Просвещения о постепенном, но постоянном, из века в век формировании общества и человеческой личности, считая, что основным фактором этого формирования является социальная среда. В свою очередь, главным в социальной среде рассматривались вид правления и законодательство, прямо влияющие на облик и характер человека. В сочинениях российских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики при соблюдения собственных традиций. Русские мыслители включились в европейскую полемику о воспитании. Ими была подхвачена идея всестороннего развития личности.
При этом высказывались и отдельные самостоятельные суждения. Отвергнув руссоистский тезис абсолютного «естественного воспитания» и настаивая на приоритете общественного воспитания, президент Академии наук Е.Р. Дашкова, В.В. Крестинин, А.А. Прокопович-Антонский, Е.Б. Сырейщиков и другие отечественные просветители не разделяли суждения и Вольтера, и Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожной роли наследственности в воспитании.
Видным участником русского Просвещения был журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818). Он финансировал две частные школы и поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Педагогические воззрения изложены Новиковым в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783 г.). Русский просветитель признавал огромную роль просвещенного монарха и необходимость поддержки его начинаний, в том числе на ниве просвещения. Он определял несколько главных целей воспитания: телесного (физического), нравственного и умственного. Подобное воспитание должно было содействовать формированию разумного человека и добродетельного гражданина. Новиков верил в преобразование России на началах просвещения. Он осознал потребность в доступном образовании и полагал, что воспитание юношества должно взять на себя общество.
Особое место среди русских просветителей занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стоял за радикальные социальные меры — уничтожение феодально-крепостнических порядков — и прозрачно намекал, что Екатерина не является искренней покровительницей просвещения. Подобно Руссо, поклонником которого он был, Радищев связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Однако в отличие от Руссо, Радищев не считал жизнь человека в обществе неизбежно необходимой деградацией человеческой природы. Он настаивал прежде всего на гражданском воспитании — формировании сынов отечества, требовал покончить с сословностью в образовании, сделать его доступным равно дворянам и крестьянам.
Заметную роль в развитии идей Просвещения сыграл Московский университет. Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII в. оказался коллективный трактат профессоров университета «Способ учения» (1771 г.). В трактате провозглашены важные дидактические идеи активности и сознательности обучения. В университете шла интенсивная научно-педагогическая жизнь. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые. Профессора публиковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я.-А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных реформ. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (родной язык, математика, география, естествознание и пр.). В трудах профессоров университета (Д.С. Аничков, А.Н. Поповский и др.) поставлены важные вопросы нравственного, умственного и физического воспитания, подчеркивалась целесообразность использования западного педагогического опыта и собственных народных педагогических традиций.
Во второй половине XVIII в. место православной педагогики как главной идейной основы воспитания и обучения заняла государственная педагогика. Прежде почти безраздельная владычица в педагогическом движении России, церковная православная педагогика как бы ушла в тень. Но это не означало, что развитие ее приостановилось. Свидетельство этого, например, — просветительская деятельность Тихона Задонского (1724-1783). Святитель Тихон осознавал важность правильного воспитания, полагая, что детский возраст является критическим в духовном становлении: «Незлобливый наиболее приятен к восприятию добра и зла». Предназначение воспитания ставилось в зависимость от основной жизненной цели — спасения души. Воспитание должно было вести к этой стоящей за пределами земного существования цели и основываться на стремлении к нравственному совершенству. Высшей формой познания утверждалось богопознание. Изучение «видимого мира» рассматривалось средством нравственного религиозного воспитания. При размышлении над вопросом, как учить, Тихон полагал, что следует от познания окружающего мира переходить к познанию Бога: «От всякого случая и всякого видимого создания к невидимым можно суждение обращать... и духовно пользоваться». О способе такого познания подробно говорится в работе святителя Тихона «Сокровище духовное, от мира собираемое». В ней определены несколько условий эффективного воспитания и обучения: истинность знания (чистый, незамутненный источник, из которого черпается религиозное знание); организованность педагогического процесса (надежное и непогрешимое средство, благодаря которому оно [знание] получается);учет окружающей природной и общественной среды (правильная и неложная среда и сфера деятельности, среди которой человек живет и строит свое спасение).
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание