logo search

Пожизненное воспитание

Начиная с 1960-х гг. в мировая педагогика интенсивно разрабатывает идеи пожизненного (постоянного, непрерывного) воспитания. Эти идеи приобрели актуальность и значимость, будучи ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе, вызванные изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрестанном обновлении знаний и умений.

Под пожизненным воспитанием понимается поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного (институционного) и внешкольного (неформального) воспитания и обучения. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Оно предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Пожизненное воспитание формирует способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка пожизненного воспитания. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно. Препятствием для пожизненного воспитания являются слабые связи между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность культурно-просветительских центров.

Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе их программы лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.

Связаны с проблематикой пожизненного воспитания концепции образования взрослых (андрагогика). Андрагогика не является аналогом пожизненного воспитания, будучи одной из его составляющих.