logo search

2. Вопрос о школьных реформах

Вопрос о реформах образования оказался в центре общественного внимания в России на рубеже XIX-XX вв. Либеральные партии и педагогические организации (кадеты. Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу бесплатного обязательного начального обучения, увеличения ассигнований на школу, усиления местного самоуправления в системе просвещения, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг.

Сходные требования выдвинули радикальные партии, прежде всего социал-демократы. Марксистская педагогика использовала опыт отечественной и западно-европейской педагогической мысли. Наиболее влиятельный лидер РСДРП Владимир Ильич Ленин (1870-1924) уделял особое внимание связям экономики, политики и образования, заявлял о классовом характере школы, воспитания и обучения в классовом обществе. В программе РСДРП (1902 г.) провозглашались демократические реформы школы: обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Непременным условием подобной перестройки образования называлось революционное свержение самодержавия.

После Февральской революции 1917 г. либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования определились еще яснее. Большевики помышляли о перспективе уничтожения буржуазной республики и не намеревались участвовать в школьных реформах Временного правительства. Иную позицию заняли либеральные партии, меньшевики и эсеры, Всероссийский учительский союз. Они встали на путь конструктивной оппозиции и поддержали планы Временного правительства о демократических реформах образования.