logo search

3. Развитие педагогической науки

В 1920-х гг. отечественная педагогическая наука пережила заметный подъем. Тому было много причин. Еще работали ученые — носители лучших педагогических традиций дореволюционной поры. Сохранялись связи с остальным педагогическим миром. Руководители Наркомпроса были открыты новациям, привлекали к сотрудничеству крупных и оригинальных педагогов. Заметным очагом педагогических поисков оказались в 20-30-х гг. опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги.

Решению педагогических проблем с марксистских позиций была призвана содействовать созданная в 1921 г. научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУСа), в который вошли П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Г Калашников и другие известные педагоги. Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием воспитания и образования, выдвинув в качестве основополагающих принципы историзма и связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности. Эти и другие вопросы были в центре педагогических дискуссий 1920-х гг.