logo search

Университеты и другие высшие школы

В XIX в. на Западе происходили рост и перестройка высшего образования. В ряде стран заметно увеличилось число студентов университетов. Так, в университетах Германии численность студентов в 1875 г. составляла 16 тыс., а в 1895 г. — 28 тыс. Подобная динамика отмечалась и во Франции: 10 тыс. в 1837 г., 40 тыс. — в 1914 г.

Важные процессы обозначились в эволюции содержания и организации высшего образования. В Англии к 1870-м гг. уставы Оксфорда и Кембриджа были изменены таким образом, что стало возможным привлекать к преподаванию больше светских профессоров. В этих университетах возросло число выпускных специальностей за счет естественных наук, лингвистики, истории. С 1871 г. были отменены конфессиональные ограничения для студентов: для обучения стали приниматься не только протестанты, но и католики, представители других конфессий. Параллельно с реформами традиционных университетов в индустриальных городах создавались новые колледжи высшего образования. Первым подобным учреждением был Овенс колледж (основан в 1851 г.). В этих учебных заведениях вводилась иная организация обучения. Большинство студентов являлись вольнослушателями. Среди них были учителя, женщины, представители различных профессий. Лишь меньшая часть студентов заканчивала полный курс обучения. Помимо традиционных специальностей в новых колледжах можно было получить образование по другим дисциплинам. В итоге в Великобритании образовалась довольно четкая иерархия высших учебных заведений: Оксфорд и Кембридж как образцы и остальные колледжи. Особняком стоял Лондонский университет с системой экзаменов, где знания студентов оценивали не состоявшие в штате преподаватели.

Новая модель высшего образования была предложена Берлинским университетом (1809 г.). В иерархии факультетов главное место занял философский, где изучался комплекс гуманитарных наук (история, филология и пр.). Заметно изменены были программы медицинского, юридического и теологического факультетов. Акцентированное внимание уделялось самостоятельной работе студентов (семинары, практика, лабораторные исследования и пр.). Берлинская модель получила распространение в ряде стран, в том числе в России и США.

Во Франции государственные университеты превратились в закрытые профессиональные школы. Помимо созданных в 1896 г. из разрозненных факультетов 16 университетов, открылись высшие институты, где стали готовить инженеров и технических специалистов. Спектр учреждений высшего образования увеличивается. В их систему к началу XX в. вошли университеты, высшие институты, инженерные школы, несколько частных и муниципальных высших учебных заведений (Парижская школа физики и химии, высшие школы коммерции и др.).