logo search

6. Педагогическая мысль

В первой половине 1800-х гг. вопросы просвещения и воспитания приобрели заметное общественное звучание. Умы политиков и педагогов особенно занимала идея народности воспитания и образования, которая получила различное толкование.

Оппозиционные политическому режиму декабристы, воспитанные на идеях Просвещения и Французской революции, предложили проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав. Взгляды декабристов выразили настроения значительной части образованных кругов, где воспитание и обучение рассматривалось как непременное условие умственного и нравственного формирования гражданского общества. В подобном духе трактовали судьбы школы и педагогики многие государственные деятели, педагоги, писатели и ученые. Так, М.Н.Муравьев — воспитатель престолонаследника, попечитель Московского университета, товарищ министра просвещения — полагал, что воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов. Сходно размышлял видный законотворец М.М. Сперанский. Убежденный сторонник повсеместного образования, он исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Директор департамента Министерства просвещения И. И. Мартынов выступал в педагогических журналах в защиту от мракобесия, страстно ратовал за просвещение. В. В. Измайлов в журнале «Патриот» (1804 г.) помещал статьи в духе руссоистских идей. И.Ф. Богданович и А.А. Ширинский-Шихматов, особо обратившись к вопросу женского образования и воспитания, высказывали гуманное и добронравное отношение к женщине. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) предлагал согласовывать программу и требования образования с нуждами общества и государства, уделив особое внимание преподаванию русского языка, полезных для различных сословий и профессий знаний.

В правительственных кругах, которые особенно заметно представлял С.С. Уваров, в 1830-1840-х гг. разрабатывались вопросы воспитания на основе идеи народности, понимавшейся как изначальная непогрешимость, праведность веры русского народа в божественную власть, внутренняя сила, проявляющаяся у него в трудные годы в защите государя и отечества. Теорию «официальной народности» поддерживали многие педагоги. Ими выделялась как главная гражданская обязанность молодежи — умение беспрекословно подчиняться и верно служить Богу и царю.