logo search

5. Воспитание и обучение в Индии

Цивилизация дравидских племен коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была главной.

Зачатки организованного образования в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия до н.э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Около пятисот печатей с надписями на своеобразном пиктографическом письме, глиняные чернильницы для письма — вот, пожалуй, и все вещественные свидетельства об образовании тех времен.

Жрецами ариев около 2-го тысячелетия до н.э. на классическом санскрите была составлена Ригведа, куда вошли свыше тысячи священных наставлений — гимнов (веды), которые являются древнейшими документами культуры, воспитания и обучения дравидско-арийской цивилизации Индии. Позднее к «Ригведе» прибавились сборники других вед.

Специфическое влияние на развитие воспитания и обучения в Древней Индии оказал кастовый строй. Не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.