logo search

2. Принципы школьной политики

В 1917 г., в начале первого этапа развития советской школы, пришедшие к власти большевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструмент своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», — говорилось в документах VIII съезда Российской коммунистической партии (РКП) (1918 г.).

Образование возглавляли видные деятели РКП. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как ключевые для судеб страны. Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) руководил более десяти лет (1917-1929) Народным комиссариатом просвещения (Наркомпрос), занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность необходимости формировать человека прежде всего в интересах общества, а не собственных запросов и интересов. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) являлась главным идеологом официальной педагогики и школьной политики вплоть до конца 1930-х гг. Она была проводником марксистских идей коммунистического воспитания. Ей принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.