Буддизм и воспитание
В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Существенные изменения в экономике, культуре, сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии — буддизма, который в свою очередь оказал воздействие на весь уклад жизни древней Индии.
У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н.э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. В отличие от философии брахманизма, которая предусматривала достижение высшего знания через напряжение чувств и самоистязание, Будда полагал, что подлинные истина и счастье (нирвана) постижимы при непротивлении злу, через благородный путь праведной жизни. Согласно буддийскому учению главной задачей воспитания является очищение человеческой души, которую следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенство. В этом очищении различали три основные стадии: предварительную, сосредоточенности, окончательного усвоения. Будда выступал против монополии индуизма в духовной жизни и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании. По преданию Будда начинал просветительскую деятельность отшельником — гуру в лесной школе близ города Бенареса. Буддизм обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.
Распространение буддизма привело к важным изменениям в обучении и воспитании. Основными центрами буддийского образования сделались монастыри, двери которых были открыты послушникам из всех каст. Вначале обучение (во всяком случае, элементарное) велось на родном для учеников языке. Позже внимание уделяли грамматике санскрита, который (с I в. до н.э.) стал ведущим языком обучения в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в. н.э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Алфавитно-слоговое письмо заметно повышало результативность образования. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение трактатов по философии, математике, медицине и пр. Наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.
Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. Необрахманизм внес изменения во взгляды на воспитание. Оно стало рассматриваться как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела». Программы обучения постепенно приближались к жизненным потребностям. Предусматривалось расширение доступа в учебные заведения представителей разных каст. Происходило постепенно нараставшее слияние буддийской и брахманской педагогических традиций. Согласно буддизму, как и индуизму, важнейшим условием воспитания считалось служение ученика наставнику. В свою очередь, учитель должен был разделять с учениками все, что имел.
В период сосуществования буддизма и необрахманизма образование получали в брахманских школах вед и в буддийских монастырях. В ведических школах обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст; акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии. Кроме санскрита обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа школ вед: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. В программах аграхаров постепенно стали учитываться житейские потребности. С притоком в аграхары кшатриев и особенно вайшьи увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.
В буддийских монастырях учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. Сложились крупные просветительские центры буддизма. В VI в. в Индии насчитывалось не менее 5 тыс. буддийских монастырей с более чем 200 тыс. ученых монахов. Получил известность, например, комплекс в Такташиле (г. Таксила в Пакистане), в монастырях которого жили известные ученые и философы, которые учили медицине, искусству, астрономии, естествознанию, коммерции, магии, заклинанию змей и пр. Не меньшую славу получила просветительская деятельность в Наланде (близ г. Бхуванешвара), где в период расцвета (IV в. до н.э.) действовали 13 буддийских монастырей с множеством учеников и наставников — знатоков философии, логики, вед, медицины, филологии, языкознания, права, астрономии и др. Ученые-просветители Такташилы и Наланда поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание