logo search

Интернациональное и поликультурное воспитание

На исходе XX столетия закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего на Западе в воспитание внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов — учебные заведения международного бакалавриата, цель которых — воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений 83 стран.

Наряду с интернациональным воспитанием злободневность приобрел учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств — поликультурное воспитание. Такое воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму и расизму. Вместе с тем, в отличие от интерационального воспитания, оно сфокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, адаптации к иным культурным ценностям. В поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен. Актуализацию поликультурного воспитания определили интеграционные политические и экономические процессы в современном мире. Оно призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.

Ведущие страны мира относятся к многокультурным и многонациональным сообществам. Необходимость обеспечить толерантное сосуществование в этих странах больших и малых этносов порождает потребность пол и культурного воспитания как инструмента и принципа педагогической политики. Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих нации, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой. Оно способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе национального большинства от культурно-образовательной монополии. В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности. Так, в США, будучи связанным с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афроамериканцев. В Западной Европе поликультурное воспитание на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угроза целостности государства. Но объективно оно стоит на повестке дня. Многомиллионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой — способ сохранения собственной культурной идентичности. Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах неодинаковы. Опыт такого воспитания накоплен прежде всего в частных школах с двуязычной программой, где дети обучаются на общегосударственном языке и языке этнической группы, к которой принадлежат. Такие школы организованы с целью помочь детям осознать свою этническую идентичность.