logo search

Среднее образование

В XIX в. в Западной Европе и США происходит становление системы среднего образования. Если начальной школе адресовались идеи практического образования, то средняя школа должна была реализовать идеи классического и современного образования (последнему уделялось все больше внимания). Соответственно разрабатывался механизм бифурцированного среднего образования.

Особые разногласия вызывала судьба классического образования. Общий знаменатель полемики довольно точно определил Г. Спенсер, который предлагал модернизировать классическое образование. Трактовки модернизации различались. Французская педагогика склонялась к модели, где приоритетом оставались латынь и литература Древнего Рима. Иные варианты предлагались в Германии, где спор о древних языках, по словам И.Ф. Гербарта, также лежал в основе дискуссии о полноценном обучении. По мнению Гербарта, греко-латинское образование пригодно ограниченному числу учащихся. Ученики средней школы, считал он, нуждаются в классическом образовании, но не менее — в естественнонаучных знаниях.

В итоге педагогика Запада не отказалась от идей классического образования, унаследованных от предшествующей эпохи.

В эволюции среднего образования в разных странах прослеживалась общность целей, содержания и методов. Развитие средней школы выразилось в создании учебных заведений классического и современного образования. Последние получали все большее распространение, будучи знаком Нового времени. Вместе с тем в отдельных странах развитие среднего образования имело свои особенности.

В Англии основным типом среднего образования являлась грамматическая школа. Из сравнительно доступной в прошлом грамматическая школа превратилась в учреждение для имущих слоев. Среди грамматических школ по-прежнему выделялись публичные школы — дорогие учебные заведения-пансионаты для элиты. Обычно они располагались в сельской местности. В программу входили классические дисциплины, особенно древние и новые языки, математика. На рубеже 1860-1870-х гг. в публичных школах наметился отход от исключительно классического образования. В публичной школе Гарроу (близ Лондона) в 1869 г. открывается современное отделение, в программу которого было включено систематическое (хотя и в скудном объеме) изучение естественных наук.

Основную часть грамматических школ составляли недельные школы, которых в 1860-х гг. насчитывалось около 3 тыс. Программы и учебные планы этих учебных заведений отличались друг от друга.

Использовались два основных варианта: классическое и современное образование. В недельных школах больше внимания, чем в публичных, уделялось современному образованию: английскому языку и литературе, естественным и физико-математическим наукам.

В Пруссии в сфере среднего образования сосуществовали два основных типа школ: гимназия и городская школа (реальное училище). В начале XIX в. получает распространение гимназия неоклассического (неогуманистического) образования. Первый план такой гимназии утвержден в 1816 г. В его основе было изучение древних языков и литературы, а также немецкого языка и литературы. Сравнительна велика была доля уроков математики. Зато в явном загоне оставались естествознание, физика, химия, рисование и пение, считавшиеся второстепенными предметами. В 1837-1838 гг. был разработан первый обязательный учебный план неоклассической гимназии. В соответствии с ним был увеличен объем классических дисциплин, в первую очередь древних языков. По сравнению с планом 1816 г. в новом документе изучение латыни занимало на 10 часов больше, а математики — на 27 часов меньше. К середине века в Пруссии насчитывалось 120 гимназий.

Параллельно с гимназиями росла сеть городских школ (реальных училищ). Эти учебные заведения давали современное образование. В программу входили религия, немецкий язык, математика, физика, география, история, французский язык, рисование, пение, гимнастика. В течение первой половины XIX в. реальные училища постепенно начали вытеснять гимназии. Такая тенденция несколько ослабла в 1850-х гг., но затем вновь усилилась.

В итоге конкуренции в 1859 г. был выработан своеобразный компромисс. Установились три типа средних учебных заведений: неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного вида. В последней программа современного образования была дополнена латинским языком.

Учебные заведения современного образования традиционно считались второсортными и менее престижными, нежели гимназии. Но в 1870-х гг. в общественном сознании и законодательстве происходят перемены, приведшие к выравниванию статуса современной и классической школ. В 1870 г. были расширены права выпускников современной школы при поступлении в вузы. В 1874 г. вышло постановление, по которому свидетельство об окончании реального училища приравнивалось к гимназическому диплому.

Процесс интеграции классического и современного образования усиливался, что отразилось в новом учебном плане средней школы (1882 г.). В гимназиях увеличивался объем преподавания естественнонаучных и физико-математических предметов, а в школах современного образования — объем преподавания латинского языка. Развитие дифференцированного среднего образования привело к провозглашению в 1900 г равноправия выпускников гуманитарной и реальной школ при поступлении в высшие учебные заведения. Тем самым был создан образец, которому последовала средняя школа Германии уже в XX в.

Пруссия — одна из первых стран Западной Европы, где наряду с частными были созданы общественные заведения женского среднего образования. Первая государственная женская средняя школа была открыта в Берлине в 1810 г Спустя 10 лет в Пруссии насчитывалось 22 таких учреждения, а в 1840 г. — 34. Развитие женской средней школы шло так же, как и развитие гимназий и реальных училищ: первоначальное первенство классического образования, усиление современной школы, возникновение бифурцированного образования. Этот процесс, однако, протекал в рамках иных программ обучения. Например, в классической женской гимназии программа базировалась на преподавании современных языков (немецкого и французского), а не латыни и древнегреческого, как в соответствующей мужской школе.

Сеть средних учебных заведений в Германии увеличивалась. В 1872 г. она насчитывала 1041 заведение с более чем 177 тыс. учеников. Темпы роста учащихся особенно усилились в последнюю четверть XIX в.: со 183 тыс. в 1875 г. до 246 тыс. в 1895 г. В связи с расширением контингента учащихся правящие классы создавали дополнительные гарантии для сохранения своих привилегий на полноценное образование. С 1872 г. стали учреждать учебные заведения с высокой платой за обучение. Они предназначались для зажиточных кругов и готовили к обучению в университете.

Свою историю имела система среднего образования во Франции (лицеи и коллежи). В 1808 г. законодательно определилась структура государственных лицеев. Курс лицейского образования состоял из двух подготовительных, шести основных и одного выпускного класса. По окончании последнего класса (класс философии) лицеисты держали экзамен на степень бакалавра. Аналогичную структуру имели муниципальные коллежи. В основе программ лицеев и коллежей лежало классическое образование.

В 1852 г. структура и программы лицеев и коллежей претерпели важные изменения. Курс обучения был поделен на три отделения: элементарное, грамматическое и высшее. В высшем отделении вводилась бифуркация — создавались две секции — научная и литературная. Часть программы в этих секциях была одинаковой. Другая часть отличалась: в литературной секции больше времени отводилось древним языкам и предметам гуманитарного цикла, в научной секции — естествознанию и физико-математическим дисциплинам.

Бакалавры по литературной секции могли продолжать образование в университетах; бакалавры по научной секции — в промышленных, коммерческих, медицинских, естественнонаучных высших школах.

Очередная реформа произошла в 1860 г. Обе секции высшего отделения были упразднены. Воссоздавался единый тип классического образования. Перестраивалась программа. Больше внимания уделялось преподаванию истории, французского языка. Эти предметы становились обязательными во всех классах. Живые иностранные языки начали преподавать в течение всего курса. Возрос объем преподавания древних языков (25-30% учебного времени). Обязательными предметами на протяжении всего срока обучения стали рисование, музыка и религия. Несколько возросло количество учебных часов на естественнонаучное и физико-математическое образование. В таком виде программа классического образования сохранялась фактически до конца XIX в.

Достижением можно считать создание в 1880-х гг. государственных женских средних школ. В программах этих школ отсутствовали древние языки и литература.

В США средние школы создавались по образцу английской грамматической школы. В 1827 г. власти штата Массачусетс издали закон о повсеместном открытии в городах средних школ. Этот закон стал своего рода эталоном для остальных штатов. В начале XIX в. в США главным типом учебного заведения среднего образования была академия. Программы академий выходили за рамки классицизма. Между отдельными академиями имелись отличия в программах (например, изучался разный набор живых иностранных языков), разными были и сроки обучения (от 3 до 5 лет).

С середины XIX в. место академий постепенно начали занимать выраставшие над начальными школами высшие дополнительные учебные заведения (хай скул).

Сеть средних школ в США заметно увеличивалась: 300 — в 1860 г., 800 - в 1880 г., 10 000 - в 1910 г. Постепенно хай скул и другие заведения среднего образования превращались в массовые, что существенно отличало положение в образовании по сравнению с Западной Европой.