logo search

Состояние начального образования

Начальное образование на Западе в XIX в. имело общие и специфические черты (сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр.). Возникла начальная школа с максимально 7-летним сроком обучения. Кроме дневных школ существовали вечерние и воскресные начальные школы. Складывалась система обязательного и бесплатного обучения.

Обязательное бесплатное обучение впервые было введено в Пруссии (1794 г.). В США бесплатное общественное образование было закреплено законами середины 1850-х гг. В Англии закон о бесплатном обязательном образовании был принят в 1870 г., во Франции — в 1880-х гг.

До принятия указанных законов в ряде стран предусматривалось частично бесплатное обучение. Так, в Англии существовали бесплатные или с низкой платой за обучение начальные дамскул и школы для бедняков, предназначенные для беднейшего люда. Во Франции законами 1833 и 1850 гг. часть несостоятельных родителей освобождалась от платы за начальное обучение. Получение льготы требовало унизительных хлопот. В начале 1860-х гг. такой льготой пользовались около трети учащихся начальных школ. Законом 1867 г. коммуны получили право отменять в начальных школах платное обучение, вводя дополнительный налог с населения.

Повсеместно в начальных школах Западной Европы и США укоренилось деление учеников по возрастным классам. Однако существовали учебные заведения и без такого деления (небольшие школы — Англия, моноклассы — Франция, иррегулярные школы — США). В Западной Европе обучение в начальных школах для девочек и мальчиков чаще было раздельным. В США (особенно в западных штатах) нередко обучение было совместным.

Программы начального образования в странах Запада имели много общего и в то же время имели отличия. В Англии Акт 1876 г. определял следующую программу: чтение, письмо, арифметика, рисование (для мальчиков), шитье, вязанье и пр. (для девочек). Повсеместно изучался катехизис. В некоторых случаях проводились уроки труда. В Пруссии (Регулятивы 1854 г.) программа включала основы религии, чтение, письмо, арифметику, пение. Кроме того, предлагалось давать некоторые сведения из географии, естествознания и истории. Обязательные уроки религии были отменены в 1872 г. Во Франции до середины XIX в. программа ограничивалась чтением, письмом, правилами счета и уроками религии. В 1850 г. были введены факультативы: история и география, начала естествознания, уроки сельскохозяйственного труда. В 1867-1868 гг. программы были расширены: предусматривалось изучение начал физики, химии, естествознания («предметные уроки»), а также рисования, черчения и пения. В США в программу входили чтение, письмо и арифметика, во многих учебных заведениях преподавалась религия. С 1860-х гг. в начальных школах нескольких штатов проводились занятия ручного труда.

Формы и методы начального обучения оставались традиционными и предусматривали прежде всего работу учителя с классом. В начале XIX в. в Англии применили методику взаимного обучения, предложенную Дж. Ланкастером и Э. Беллом. Согласно методе старшие успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его началом вели занятия с остальными учащимися. В результате удавалось одновременно обучать большие группы учеников чтению, письму и счету. Дешевая и быстрая Белл-Ланкастерская система применялась в Северной Европе, Франции и России вплоть до середины XIX в.

Сеть начального образования на Западе постепенно расширялась. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Пруссии и США, медленнее — в Англии и Франции. К началу 1860-х гг. в США (штат Нью-Йорк) один учащийся начальной школы приходился на 3 жителей, в Пруссии — на 6, в Англии — на 8, во Франции — на 9 жителей.

Успехом начальной школы Запада можно считать заметный рост грамотного населения: в Пруссии за 50 лет (1820-1870) неграмотность снизилась с 28 до 3 %, во Франции за те же сроки — с 66 до 15%, в Англии с 1843 по 1893 г. — с 33 до 18%. Статистика свидетельствует, впрочем, и о том, что все население охватить минимальным образованием не удалось. Качество элементарного обучения было низким. Отсутствовали социальные условия, которые могли обеспечить всеобщее начальное образование.

Так, в Англии многие дети — работники фабрик — не имели возможности посещать вечерние или воскресные начальные школы из-за недостатка времени и сил. Как следует из парламентских «синих книг» 1860-х гг., множество учителей не умели грамотно читать и писать. Треть учеников начальной школы, по данным на 1870 г., были совершенно неграмотны. На начало 1860-х гг. 95 % детей учились от 4 до 6 лет, а 8% детей младшего возраста вообще не посещали школу. Закон 1870 г. об обязательном семилетнем образовании не выполнялся. В 1890-Х гг. абсолютное большинство детей посещали школу не более 4 лет. В Германии статистика посещаемости детьми начальных школ существенно различалась по регионам. Если в Пруссии на протяжении первой половины XIX в. посещаемость школ выросла до 82%, а к 1880 г. достигла фактически 100%, то в целом по Германии она была значительно ниже: в первой половине XIX в. в народных школах училась лишь половина детей соответствующего возраста. Во Франции к началу XIX в. насчитывалось около 7 тыс. элементарных школ, хотя требовалось по крайней мере 23 тыс. К 1830 г. на 4 коммуны в среднем приходилось лишь одно начальное учебное заведение. Национальной проблемой были пропуски учениками занятий («абсентизм»). 'Например, в 1847-1863 гг. систематически пропускали занятия 52% учеников городских начальных школ и 67% — сельских. В те же годы 40% детей покинули школу, оставшись неграмотными. В США реальные сроки начального обучения колебались от 4 до 5 лет. Непродолжителен был учебный год. Например, в штатах Нью-Йорк и Калифорния он длился всего 12 недель. Закон о праве на образование нарушался. Из школ систематически исключали учеников, пропускавших занятия. «Абсентизм» имел массовый характер. В сфере образования нередкими были проявления социальной и расовой дискриминации. В 1880-х гг. более половины жителей южных штатов, в первую очередь афро-американцы, были полностью неграмотны.