logo search

Школа, церковь и религия

По-новому трактовались участие церкви, место религии в школьном деле. С одной стороны, обосновывалось право светского государства на контроль за образованием, но с другой — западное общество в значительном большинстве не стояло на атеистических позициях. Поэтому правящие круги, добиваясь создания светских общественных учебных заведений, одновременно допускали фактическую монополию церкви в частном образовании, признавали как данность религиозное обучение и воспитание. Церковь, религия рассматривались как необходимые средства социальной политики. «Религия переносит на небо идею равенства, и это позволяет богатым жить, не опасаясь, что бедные их истребят», — говорил Наполеон I, оправдывая конкордат с Ватиканом (1801 г.), возвративший католической церкви контроль над французской школой. По тем же причинам власти Пруссии неприязненно отнеслись к празднествам в честь безбожника И.-Г Песталоцци.

Власти оставляли клерикалам свободу действий из убеждения, что религиозная идеология незаменима при нравственном воспитании и воспитании социальной лояльности. Идею сотрудничества с церковью разделяла основная часть педагогов и деятелей образования. Входившие в их число англиканские священники и педагоги Джозеф Ланкастер (1778-1838) и Эндрю Белл (1753-1832) утверждали, что поскольку англичане являются нацией верующих, они обязаны в школе познакомиться с Библией. Союз школы и церкви считали необходимым обе ведущие политические партии Великобритании — тори и виги. При обсуждении в Англии в 1833 г. школьных законопроектов ни противники, ни сторонники этих документов не подвергали сомнению патронат школы церковными конгрегациями. Все участники полемики сходились на том, что религия и церковь помогают обуздать чернь христианским смирением и заявляли, что нельзя допустить в школе безбожия.

Сходная ситуация наблюдалась в Германии. Многие немецкие педагоги, в том числе и те, кто не придерживался какой-либо религиозной конфессии, полагали верным основывать воспитание на основах религии. Так, А. Дистервег, будучи деистом, утверждал, что религия является насущной потребностью народа. Он писал в статье «Школьный вопрос» (1848 г.), что следует непременно вести общее преподавание всех вероучений.

Готовность учитывать необходимость религиозного воспитания не исключила, однако, намерений влиятельной части педагогических и общественных кругов углублять секуляризацию образования. Примером этому может служит Франция, где на протяжении всего столетия шла постоянная борьба между сторонниками и противниками светской школы. В Учредительном собрании Франции в 1848 г. был представлен проект, которым, в частности, предусматривалось изъятие из учебной программы основ религиозных знаний. Проект был провален клерикалами. Следующая попытка добиться отмены религиозного обучения в школе была предпринята в 1880-х гг. В конечном счете сторонники светскости пошли на компромисс. Они согласились на сосуществование светских общественных школ и так называемых свободных (под контролем церкви) учебных заведений.

Процесс отделения школы от церкви носил неоднозначный, противоречивый характер.

В Англии преподавание религии в школе не являлось обязательным. Однако фактически такое преподавание практиковалось во всех учебных заведениях. Ученикам школ предоставлялся выбор той или иной религии. Подобный выбор осложнялся противостоянием официальной англиканской церкви и евангелических сект. Евангелистское Британское школьное общество (создано в 1808 г.) учреждало воскресные начальные школы для беднейших слоев населения, где главное внимание уделялось не грамоте, а чтению Библии. Секты имели также свои учебные заведения повышенного образования — школы и колледжи. Официальная англиканская церковь в противовес сектантам сформировала в 1811 г. Национальное общество, которое стремилось прикрепить каждое учебное заведение к англиканскому церковному приходу. Национальное общество открывало в городах и больших населенных пунктах учебные заведения — от начальных до школ для взрослых. Правительство шло навстречу клерикалам. Они полностью распоряжались государственными кредитами: 80% получало Национальное общество, 20% — Британское школьное общество.

В Пруссии законами 1810,1816,1817 гг. подтверждались веротерпимость и светский характер образования. Правительство держало под контролем отделенные от церкви школы. Преподавателей средних школ позволялось набирать только из светских лиц. Из программы гимназии был исключен экзамен по религиозным вопросам. Но в 1840-х гг. положение церкви в немецкой школе укрепляется. В некоторых германских государствах заметное влияние в системе образования стали приобретать пиетисты. Сторонников светскости подвергали гонениям (например, был отправлен в отставку Дистервег). По закону 1846 г. епископат приобрел право утверждать в должности школьных учителей. Затем на волне революционных событий 1848 г. произошло известное упрочение светского характера образования. Общегерманская конституция (1848 г.) признала школу светской и провозгласила право поступления в учебные заведения независимо от религиозных убеждений. Однако в обстановке послереволюционной реакции влияние церкви вновь усилилось. В Пруссии по Конституции 1850 г. в школе сохранялось преподавание религии. Духовное и школьное ведомства были объединены в одном министерстве. Подтверждались права церкви участвовать в назначении учителей. Священнослужители могли быть преподавателями. Начальные учебные заведения остались под надзором местных духовных властей. Согласно министерскому циркуляру 1852 г. программа педагогического образования включала обязательный предмет «Практическое обучение преподаванию религии». Регулятивы 1854 г. определяли важнейшей задачей подготовку педагогов к преподаванию религии и оговаривали, что обучаться в учительской семинарии могут лишь лютеране, а также вводили специальные уроки богословия в начальной школе. После объединения Германии в 1871 г. положение церкви в сфере образования изменилось мало. Несколько поколеблен был клерикализм в результате событий, связанных с так называемым культуркампфом. В 1872-1875 гг. правительство приняло меры против церкви, посягнувшей на политическую гегемонию Пруссии. Был установлен «духовный школьный надзор» (закон 1872 г.). Духовенство было лишено контроля за учебными заведениями, члены религиозных конгрегации — права преподавания, а сами конгрегации были распущены. К началу 1880-х гг. культуркампф, а с ним и антиклерикальные мероприятия в сфере образования, однако, были отменены.

Во Франции в течение всего XIX в. происходило постепенное возвращение к светской школьной политике периода революции 1789 г. В этом процессе были отливы и приливы. Ощутимый удар светское образование перенесло при Наполеоновской империи и в годы Реставрации. В 1808 г. к участию в организации начальных школ был допущен католический орден «Братья христианского смирения». К концу 1814 г. в католических средних учебных заведениях обучалось больше учащихся, чем в общественных лицеях и коллежах (50 тыс. и 44 тыс. соответственно). В лицеях и коллежах проводились уроки религии. Во главе ведомства среднего образования (Университета) оказались ярые католики, которые всячески стремились к клерикализации преподавательского корпуса.

В 1816 г. было введено обязательное религиозное обучение. В 1824 г. первым главой созданного министерства образования стал представитель католической церкви. Начальные школы попали в распоряжении епископата. От учителей требовалось подтверждение религиозного образования (ордонанс 1824 г.). В среднем образовании установилось засилие церковников. Так, в 1824 г. 9 из 13 вновь назначенных руководителей лицеев и коллежей оказались богословами. Несколько спала волна клерикализма при Июльской монархии (1830-1840), во время революции 1848 г. В 1831 г. для учителей начальной школы был отменен обязательный сертификат о религиозном образовании. Но церковь не уступала своих позиций. В декабре 1848 г. министром образования был назначен поклонник иезуитов и курс на уступки церкви в вопросах школы возобновился, В 1850 г. был принят закон, который фактически отдавал образование во власть клерикалов: римско-католическая церковь получила монополию в частном секторе образования. В результате к концу века частные светские учебные заведения фактически исчезли. Учителя общественных начальных школ попали под надзор местных кюре. Уроки богословия стали обязательными для всех школ. При назначении учителей предпочтение отдавалось членам католических конгрегации. Сторонники светскости пробовали остановить натиск клерикалов. Закон 1867 г. несколько ограничил деятельность частных католических учебных заведений: они подлежали государственной инспекции. Однако попытки отменить клерикальные школьные законы не давали результата вплоть до 1880-х гг. Особую остроту вопрос об отделении школы от церкви приобрел в 1870-1880-х гг. Меры в пользу светскости были проведены Парижской коммуной (1871 г.). В первые годы III Республики церкви удалось удерживать влияние на школу. Стоявшие у власти монархисты попустительствовали клерикалам, ограничивали деятельность светски настроенных педагогов. Однако после победы на парламентских выборах республиканцев в 1880-х гг. началось активное отстранение католической церкви от руководства образованием: из Высшего совета по образованию вывели представителей епископата, ликвидировали жюри по утверждению университетских дипломов, где верховодили церковники, распустили школы иезуитов, усложнили процедуру легализации других католических конгрегации, занимавшихся образованием. Стратегический курс на укрепление светского характера образования был провозглашен законами 1881-1886 гг. Преподавание богословия в школе запрещалось. Педагогические дипломы, полученные в католических учебных заведениях, объявлялись недействительными. Предусматривалась постепенная замена учителей-клерикалов выпускниками светских государственных заведений педагогического образования — нормальных школ (ecole normale). Отменялось государственно-муниципальное кредитование частных начальных учебных заведений. Законодательство 1880-х гг. способствовало ослаблению влияния церкви в школе. Но полностью проблема не была решена. Законы коснулись в первую очередь начальной школы и фактически не распространялись на среднее образование, не поколебали позиций частного прокатолического образования.