logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

5. Система педагогических научных дисциплин

Одной из тенденций развития педагогической науки является ее дифференциация. Поэтому, когда говорят о педагогике, имеют в виду некоторую совокупность элементов или частей, которые «в зависимости от способа и задач рассмотрения […] могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины» [2, с. 18]. Общее для всех педагогических дисциплин – объект педагогики, то есть образование. Каждая из них, как указывает В.В. Краевский, рассматривает ту или иную сторону образования, выделяя свой собственный предмет исследования.

В педагогике отсутствует единая классификация областей научно-педагогического знания. По мнению С.Н. Северина, логично в основу такой классификации положить подход В.М. Полонского, который предложил все внутрикатегориальные отношения между понятиями свести к двум основным: логическому («род – вид») и системно-структурному («часть – целое» или «подсистема – система»). С учетом этого в составе педагогики в качестве ее разделов можно выделить: дидактику, теорию воспитания, методологию педагогики, историю педагогики, сравнительную педагогику, управление образовательными системами. Эти разделы педагогики являются родовыми признаками педагогики, частями целого, которые не связаны между собой отношениями соподчинения.

Приложение педагогики «к различным сферам, этапам образования или к определенным контингентам воспитанников и обучающихся» (В.В. Краевский) приводит к выделению возрастной, профессиональной, специальной и иных педагогик, которые также связаны с педагогикой отношениями «род – вид», то есть выступают видовыми по отношению к педагогике как целому. Поэтому каждая из них включает дидактику, теорию воспитания, методологию, историю и т.д. В свою очередь каждая «видовая педагогика» делится на составляющие её подвиды (С.Н. Северин). Например, возрастная педагогика включает: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрогогику, герентогогику и др.; профессиональная - спортивную, военную, медицинскую, инженерную и др.; специальная педагогика - тифлопедагогику, сурдопедагогику, логопедию, олигофренопедагогику и др.

В последнее время, вследствие слишком широкой трактовки понятия «педагогика» (этим термином стали обозначать представления о тех или иных подходах к образованию, методах и формах педагогического процесса, методические системы и т.п.) возникло большое количество новых педагогик (музейная педагогика», «педагогика развития», «педагогика среды», «педагогика сотрудничества», «интерактивная педагогика», «экопедагогика», «педагогика семьи» и др.). Согласимся с В.В. Краевским в том, что их выделение, а тем более включение в классификацию педагогических отраслей и дисциплин неправомерно. Назовем основные педагогические дисциплины и отрасли педагогики.

1. Общая педагогика – научная дисциплина, изучающая закономерности педагогического процесса (образования, воспитания, обучения), разрабатывающая общие основы проектирования, организации и осуществления педагогического процесса. Общая педагогика является теоретической базой для всех других отраслей педагогики.

2. Теория обучения (дидактика) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, формы, методы, средства, технологии.

3. Теория воспитания – научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, включения учащихся в разнообразные виды деятельности, способствующие формированию у них эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и самим себе, ценностных ориентаций.

4. Теория управления изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности, функции, условия развития.

5. Частные дидактики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в учреждениях образования. Частные методики исследуют закономерности, содержание, методы, средства, формы преподавания и изучения конкретных учебных предметов. По аналогии методика воспитания исследует закономерности, содержание, методы, средства, формы организации внеклассной воспитательной деятельности педагогов.

6. История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.

7. Сравнительная педагогика изучает состояние и основные тенденции развития образовательных систем в различных странах в сопоставительном плане.

8. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в различные возрастные периоды его развития. Включает педагогику преддошкольную, дошкольную, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

  1. Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий. Включает производственную, профессиональную, в том числе военную, правовую, спортивную, медицинскую, инженерную, исправительно-трудовую (воспитание несовершеннолетних правонарушителей) и т.д. педагогику.

10. Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т.е. воспитательную функцию семьи.

11. Этнопедагогика сформировалась как теоретическое осмысление народной педагогики. Изучает закономерности и специфику народного воспитания, сложившиеся у разных народов традиции, обычаи, ритуалы воспитания, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

12. Социальная педагогика – «наука о воспитательных влияниях среды» (В. Семенов). Изучает влияние конкретных условий среды на педагогический процесс, занимается преобразованием среды, созданием благоприятных условий в социуме (семье, учреждениях образования, культуры, досуга, здравоохранения, общественных организациях, на предприятиях и т.д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности, раскрывает пути использования социокультурного потенциала среды в образовательных целях. Социальная педагогика содержит также теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования детей и взрослых.

14. Коррекционная педагогика (дефектология, специальная педагогика) – группа педагогических наук, которые изучают теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом, психическом или умственном развитии, а также детей и подростков, проявляющих девиации в поведении.