logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

Принципы педагогического процесса и правила их реализации

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и другие.

В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 4).

Таблица 4

Метапринцип

педагогического

процесса

Что предписывает

Целостный подход к педагогическому процессу

необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений; единого стиля и тона отношений к ребенку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса

Принцип природосообразности

опираться на природу ребенка, на законы его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе

Принцип культуросообразности педагогического процесса

учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры

Принцип личностного подхода

при конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальной и нравственной свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия

Принцип деятельностного подхода

опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода

учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (см. таблицу 5).

Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.

Таблица 5

Принцип педагогического процесса

Что предписывает

Принцип

обучения и воспитания в группе (коллективе)

оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе

Принцип

связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся

формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень

Принцип

сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся

стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала

Принцип

уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка

Принцип

опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

подходить ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко)

Принцип

научности

отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения

Принцип

гражданственности

формировать гражданское самосознания, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости

Принцип

наглядности

применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся

Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании

согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету

Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности

обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения

Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов

так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О.С. Газману):

- Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.

- Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.

- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

- Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.

- Умей признать свою ошибку.

Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.

2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение?

3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса.

4. Какие функции реализуются в педагогическом процессе?

5. Приведите примеры противоречий – движущих сил педагогического процесса и объясните механизм их воздействия на развитие личности.

6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером?

7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса.

8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия.

10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.

11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях или по тексту»

«Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вперед, требующее все новых усилий в первую очередь самого ребенка» (П.П. Блонский).

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается (А.С. Макаренко).

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним (С.Л. Рубинштейн).

Там, где нет педагогически обоснованного воздействия, не созидается педагогически целесообразное взаимодействие (Н.Е. Щуркова).

Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я.А. Коменский).

Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка. И тем больше риск впасть в непроходимые взаимные заблуждения» (В. Леви).

Все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры (М.С. Каган).

Народная мудрость

Только тот истинно учен, кто хорошо поступает (рус.).

Не рабі другому, што не люба самому (бел.).

Хто знае, той мае (бел.).

Свет не гарожан, ды закон паложан (бел.).

Не зная броду, не суйся в воду (рус.).

Чем дальше в лес, тем больше дров (рус.).