logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи

В педагогике исследуют как организованные формальные (учебная группа, кружок, спортивная секция, временные детские коллективы и другие), так и стихийно образующиеся неформальные группы-коллективы. Неформальная группа или объединениегруппа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Эта группа не имеет юридически фиксированного статуса. Нередко влияние неформальных объединений, как правило, исповедующих ценности молодежной субкультуры, оказывается для подростков и юношей решающим с точки зрения их социализации. Именно неформальная группа бывает главным регулятором поведения подростка. Для большинства подростков уход в неформальные объединения является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, установленных правил, опеки и контроля со стороны старших.

Потребность подростков быть членом неформальной группы объясняется их потребностью, во-первых, в информации (особенно по проблемам, решить которые он не может в школе или семье), во-вторых, в общении и эмоциональном контакте, в-третьих, в реализации индивидуальных притязаний (на лидерство, на самореализацию в тех или иных видах деятельности и др.). Нередко мотивом участия подростка в неформальном объединении является состояние тревожности, которое он испытывает в школе или дома. Неформальная группа принимает подростка таким, каков он есть, а также дает ему возможность «быть как все» в одежде, манерах поведения, в языке, ценностях, предпочтениях и т.д.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуются стабильностью состава, сплоченностью, функциональной направленностью, наличием собственной символики и атрибутики. Эти и другие факторы определяют структуру неформальных объединений. Так, группы стабильные по составу обычно отличаются преобладающим авторитетом лидера и жесткой субординацией внутригрупповых взаимоотношений (автократическая группа). Такие группы стремятся к территориальной и корпоративной автономности (своя территория, свои «законы», «моральный кодекс»). Неустойчивые неформальные группы, напротив, характеризуются отсутствием постоянного лидера и плохой внутренней организацией (анархическая группа). Встречаются также группы, основанные на дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи (демократическая группа).

Существуют разные классификации неформальных молодежных или подростковых групп. Например, по социальной направленности они делятся на просоциальные, асоциальные и антисоциальные (см. схему 79).

Схема 79

Проведена классификация неформальных объединений по видам деятельности или направленности интересов (см. схему 80).

Схема 80

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена его индивидуальными психологическими особенностями, структурой и социальной направленностью группы. Одни подростки воспринимают «законы» и нормы группы сознательно, другие - в силу выраженной в этом возрасте конформности (подчинение личности группе, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции). Принадлежность к антисоциальным или к асоциальным неформальным группам повышает риск формирования девиантного поведения. Принадлежность подростков и старшеклассников к той или иной неформальной группе приводит нередко к тому, что они не принимают образ жизни, виды деятельности, нормы поведения, предлагаемые школой, педагогами или учебной группой.

Для того чтобы избежать конфронтации с такими учащимися, педагогам важно разобраться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. Л.И. Маленковой предложены правила общения с представителями неформальных объединений:

Социальный педагог, классный руководитель и другие педагоги стремятся направить энергию подростковых и юношеских групп на социально ценные дела, содействовать самоутверждению подростков и старшеклассников в организациях социально полезной направленности, учреждениях внешкольного образования, из которых учащиеся «принесут» в неформальные объединения начала позитивного отношения к окружающему миру.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия «ученическое самоуправление». Установите его взаимосвязь с понятием «соуправление».

2. Каковы функции ученического самоуправления?

3. Охарактеризуйте формы школьного и классного ученического самоуправления.

4. Сформулируйте условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе.

5. Назовите известные вам детские и молодежные объединения в Республике Беларусь. Какие функции они выполняют?

6. Каковы цель, задачи, принципы, содержание деятельности Белорусской республиканской пионерской организации?

7. Охарактеризуйте подростковые, молодежные неформальные объединения в зависимости от социальной направленности, видов деятельности и направленности интересов.

8. Раскройте педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище (А.С. Макаренко).

Общая тенденция развития коллектива – превращение его все в большей мере в субъект воспитания, способный вырабатывать задачи и законы своей коллективной жизни, организовывать свою деятельность, регулировать внутриколлективные отношения, а значит, смещение управляющих механизмов в сторону соуправления, самоуправления, саморегуляции (Л.И. Новикова).

Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в производственной, клубной и культурной работе. Актив обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон, традиции коллектива (А.С. Макаренко).

Любой ребенок, как правило, отнюдь не равнодушен к своему успеху. Признание или непризнание коллективом, компанией друзей является важным фактором, влияющим на его самочувствие, настроение, жизненный тонус (В.А. Караковский).

Что отличает подлинно самодеятельное объединение?.. Отсутствие раз и навсегда заведенного порядка, четкая выраженность ценностей и доступное их формулирование, смех, карнавальность, независимость, свобода, динамичность (А.Г. Быстрицкий).

Народная мудрость

Адзін хоць і дуб, ды не лес (бел.).

Молодо-зелено, погулять велено (рус.).

Наш пострел везде поспел (рус.).

У лесе дзічаюць, а ў людзях людняюць (бел.).

Гаварыць трэба паасобку, а спяваць разам (бел.).

Гуляў з агнем – дагуляўся да попелу (бел.).

.