5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
Требования к уроку в дидактике подразделяют на дидактические, воспитательные и развивающие, организационные и гигиенические (таблица 11).
Таблица 11. Требования к современному уроку
Дидактические (образовательные) требования к уроку | Воспитательные и развивающие (психологические) требования к уроку | Организационные требования к уроку | Гигиенические требования к уроку |
1. Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков. 2. Реализация принципов целостного педагогического процесса. 3. Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся. 4. Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке. 5. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 6. Сочетание различных общих форм организации учебной работы. 7. Разнообразие типов и видов урока. 8. Осуществление межпредметных связей | 1. Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения. 2. Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся. 3. Развитие познавательных интересов, других положительных мотивов учебно-познавательной деятельности. 4. Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования. 5. Развитие способностей учащихся, в том числе творческих. 6. Обеспечение условий продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемные методы обучения, поисковая и исследовательская деятельность и т.п.). 7. Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества. 8. Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности. 9. Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п. | 1. Наличие продуманного плана проведения урока. 2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность. 3. Структурная гибкость и подвижность урока. 4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения (наглядных, технических). 5. Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся. 6. Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока. | 1. Оптимальный температурный режим. 2. Воздушный режим (проветривание классной комнаты). 3. Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы. 4. Соблюдение норм освещения. 5. Предупреждение утомления и переутомления. 6. Чередование видов деятельности. 7. Проведение физкультурных, “психологических” пауз лечебно-профилактического характера.
|
В современной теории и практике образования выделяют следующие пути повышения эффективности урока:
- Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.
- Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом.
- Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
- Вооружение школьников способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.).
- Отход от традиционной структуры комбинированного урока, разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков.
- Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой.
- Диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, их способностей, интересов и т.д., что позволит осуществлять личностно-ориентированное обучение.
- Применение разнообразных методов и технологий обучения.
- Сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультативами и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т.д.
- Технологический подход к проектированию и проведению урока. Технология проектирования урока – это определение модели, схемы урока, плана действий учителя и учащихся, реализация которого на практике приведет к определенному результату.
- Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.
- Организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в процессе применения знаний, выработки умений и навыков. Самостоятельная работа учащихся – это учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют анализ задания, поиск способов его выполнения, планирование, собственно выполнение, проверку и оценку результатов.
Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:
а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);
б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т.п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и др., изучение всей темы по учебнику, проведение наблюдений, опытов);
в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т.п.);
г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);
д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т.п.).
Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий:
-
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
-
Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
-
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
-
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом ее выполнения.
-
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
-
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание); коллективная деятельность (работа в парах сменного состава); групповая работа (группы учащихся выполняют одинаковые или разные задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
-
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до 70%. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятия «форма обучения», «общая форма обучения», «конкретная форма обучения».
2. Какие общие формы обучения вам известны? Проследите развитие систем индивидуального, группового, коллективного обучения в истории образования.
3. Назовите основные характерные черты классно-урочной системы. Каковы ее преимущества и недостатки?
5. Охарактеризуйте урок как основную форму учебно-воспитательного процесса. Какие типы уроков выделяют в современной дидактике? Охарактеризуйте их структуру.
6. Какие другие формы организации учебного процесса распространены в современной школе?
7. Определите значение домашнего задания в процессе обучения. Раскройте основные положения методики организации домашней работы.
8. Каковы требования к современному уроку и пути повышения его эффективности?
9. Какую работу учащихся на уроке можно назвать самостоятельной? Сформулируйте условия эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке.
Глоссарий
-
Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) – внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса и его сущности – педагогического общения.
-
Общая форма педагогического процесса (обучения, воспитания) – характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обуславливающая особенности их взаимодействия.
-
Конкретная форма обучения (воспитания) – отрезок времени учебно-воспитательного процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.
-
Организационная система учебно-воспитательного процесса - определенная совокупность общих форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.
-
Урок – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.
-
Структура урока - внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
-
Домашняя учебная работа – самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителем.
-
Технология проектирования урока – определение модели или схемы урока, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.
-
Самостоятельная работа учащихся – любая учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.
Материал для «вставок на полях»
«Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, …умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа» (Я.А. Коменский).
Каждый слышит лишь то, что понимает (И.Ф. Гете).
«Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов. Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта» (Ж.Ж. Руссо).
«Учителя сначала должны научить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому» (К.Д. Ушинский).
«…перегрузка домашними заданиями воспитывает учащихся недобросовестными» (П.П. Блонский).
«Идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету» (Е.Н. Ильин).
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком (С.И. Гессен).
«Урок есть средство воспитания, и тем более сильное, чем больше удается посредством материала урока оказывать влияние на жизненный путь подрастающего человека» (Н.Е. Щуркова).
«Духовная жизнь ребенка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» (В.А. Сухомлинский).
Народная мудрость
У кого есть знания, тому принадлежит весь мир (кит.).
Молчание – это тоже ответ (нем.).
Усердие без знаний – не польза, а беда (англ.)
Учили волка «Отче наш», а волк: «Барашек, барашек!» (дат.).
В одно ухо вошло, а в другое вышло (рус.).
Авось, небось да как-нибудь до добра не доведут (рус.).
- Предисловие
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- Образовательная парадигма
- Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования
- И общества
- 3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Система непрерывного образования в рб (модель)
- Основное образование
- Дополнительное (общее или профессиональное) образование
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Дополнительное
- Образование
- Детей и
- Молодежи
- Начальное образование
- Базовое образование
- Среднее образование
- Тема 1.2 Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических научных дисциплин
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
- Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Факторы развития личности
- Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- Учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся
- 5 Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- Структура и основные характеристики педагогического процесса
- Содержание
- Двусторонность
- Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса.
- I группа закономерностей:
- II группа закономерностей:
- Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 1. Понятие о содержании образования
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- Закономерности и принципы обучения
- Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Мотивы учебной деятельности
- 5. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
- Понятие о методах и приемах обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
- 1. Понятие об общих и конкретных формах обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
- Тема 1.15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- Компьютерная система обучения
- Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
- 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- 1. Планирование 2. Инструктаж участников и четкое организационное начало 4. Контроль за ходом трудовой деятельности 3. Обеспечение орудиями труда
- 6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности
- Тема 1.21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- Экологическая культура личности: сущность и структура
- 2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической
- Проектно-исследовательские:
- Просветительские:
- Эколого-краеведческие:
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
- Тема 1.22. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
- Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы
- 2. Педагогическое руководство формированием коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 1. Ученическое самоуправление: сущность и формы
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения
- 2. Культура педагогического общения
- Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора