logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления

Объективная особенность педагогического общения – его противоречивость, и, следовательно, высокая конфликтность, возможность конфликтных ситуаций. Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт). Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.

Соответственно педагогический конфликт – взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. Конфликтная ситуация включает оппонентов, объект (призовое место, денежная премия, право на контроль, право на человеческое достоинство и т.п.), цели и обостренные отношения между ними. Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, неприятный случай, происшествие). Конфликт сопровождается значительными эмоциональными проявлениями и направлен обычно на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений (см. схему 86).

Схема 86

В социальной психологии различают четыре этапа в развитии конфликта (см. схему 87)

Схема 87

Педагогическая мудрость проявляется на втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Если конфликт эмоциональный (не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь), необходимо позаботиться о том, чтобы сработали механизмы психической защиты или «стражи» душевного здоровья: мудрость, понимание другого, свобода выбора переживаний. Если же налицо объективное пpотивоpечие, где есть объект конфликта, и в котором педагог увидел воспитательный потенциал, то следует оценить ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к “конфликтному поведению”.

Под “конфликтным поведением” понимают не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, включающее систему действий по управлению конфликтом. Их основу составляют известные стили поведения в конфликтных ситуациях (см. таблицу 26).

Таблица 26

Стиль поведения в конфликте

Характерные черты поведения

В каких случаях возможен

(эффективен) данный стиль

Конкуренция (соперничество)

Нет заинтересованности в сотрудничестве с другими людьми, человек предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, опираясь на волевые решения, при этом свои интересы он удовлетворяет в ущерб другим участникам конфликта.

Способы реализации: стремление доказать, что другой человек не прав; демонстрация обиды, пока другая сторона не передумает; стремление пеpекpичать дpугого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление пеpехитpить дpугого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений

Эффективен, если вы:

- наделены реальной властью или обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

- уверены, что ваше решение в данной ситуации правильное или наилучшее;

- делаете большую ставку на решение возникшей проблемы;

- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

- находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного pеагиpования;

- должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага

Уклонение

Уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения; отсутствие сотрудничества для выработки решения проблемы.

Способы реализации: молчание, смена темы или переключение внимания на что-то другое; демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, игноpиpование обидчиков, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной

Приемлем, если:

- проблема не столь важна для вас, не хотите тратить силы или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;

- чувствуете себя неправым;

- соперник обладает большей властью;

- нет достаточной информации для решения проблемы или нет необходимости тотчас же принимать решение

Приспособление

Совместное действие с противоположной стороной, без отстаивания своих личных интересов, жертва своими интересами

Приемлем, если:

- исход дела важен для оппонента и не существенен для вас;

- вы понимаете, что не можете одержать верх из-за обладания малой властью;

- вы хотите сохранить добрые отношения с другими людьми;

- вы понимаете, что не правы;

- вы думаете, что эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете

Компромисс

Частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех «за» и «против».

Способы реализации: прояснение интересов и желаний обеих сторон; выяснение области совпадения интересов; выдвижение предложений, выслушивание пpедложений другой стороны; выработка приемлемой формулы взаимных уступок.

Наиболее эффективен, если:

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

- вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь;

- вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кpатковpеменной выгодой;

- другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными;

- удовлетвоpение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;

- компpомисс позволит вам сохpанить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять

Сотрудничество

Активное участие в разрешении конфликта путем сотрудничества с другими участниками конфликта, поиск общих интересов

Способы реализации: поиск обоюдовыгодного результата и удовлетворение интересов всех сторон; поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон; выявление причины конфликта и совместный поиск новых альтернативных решений или выработка приемлемых компромиссов

Наиболее эффективен, если:

- стороны имеют различные скрытые нужды или противоположные цели, и затруднительно определить источник неудовлетворенности;

- решение пpоблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться;

- тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- вы pасполагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой;

- вы и ваш паpтнеp готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов;

- обе стороны конфликтной ситуации обладают равной властью или хотят игноpиpовать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение пpоблемы

Выбор и применение стилей управления конфликтными ситуациями обусловлен следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.

В целом для успешного разрешения конфликтных ситуаций важно учитывать следующие общие положения: