Мотивы учебной деятельности
Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности (положительных или отрицательных): - яркость, занимательность, новизна учебного материала; - интересное преподавание или привлекательность личности учителя; - желание получить похвалу, награду; - стремление быть авторитетным, уважаемым у сверстников и взрослых; - стремление самоутвердиться; - боязнь получить отрицательную отметку, страх перед учителем, родителями и т.п. Перспективно-побуждающие мотивы основаны на понимании общественной или личностной значимости знаний: - связывание необходимости изучения тех или иных учебных предметов с поступлением в вуз, выбором профессии; - стремление развить свои способности; - ожидание в перспективе признания, награды; - развитое чувство долга, ответственности и т.п. Интеллектуально-побуждающие мотивы основаны на получении удовольствия от самого процесса учения: - любознательность, увлеченность самим процессом обучения или познавательный интерес к его содержанию; - стремление углубить знания, овладеть определенными умениями и навыками; - стремление усвоить определенные способы приобретения новых знаний, ориентация на самообразование и самосовершенствование личности и т.п.
Наиболее ценным мотивом учебной деятельности, также задачей и средством обучения является познавательный интерес. Познавательный интерес – избирательная направленность индивида на объекты и явления окружающей действительности (предметы познания), под влиянием которой учебно-познавательная деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Процесс усвоения учеником системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это очень сложный психический процесс, включающий следующие этапы:
1) восприятие учебного материала; 2) осмысление и понимание учебного материала;
3) обобщение учебного материала; 4) закрепление учебного материала; 5) применение знаний в различных ситуациях, выработка умений и навыков.
Восприятие учебного материала начинается с ощущений. Ощущение есть отражение в сознании человека отдельных свойств изучаемых явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения, идущие от отдельных сторон, свойств изучаемых явлений и предметов, интегрируются в целостное восприятие. Восприятие – это отражение в сознании предмета (явления) в целом, в совокупности его свойств. При этом этот предмет или явление непосредственно воздействуют на органы чувств. На основе восприятий формируются представления, сохраняющиеся в сознании человека как образы воспринятых когда-то предметов и явлений. Представление – единичная чувственная форма знания. Вместе с тем, цель ученика познать сущность явлений или предметов, раскрыть их причины и закономерности. Это невозможно без переработки чувственных восприятий и представлений и формирования понятий.
Понятие – это продукт деятельности мышления, форма мышления, выраженная словесно. Оно раскрывает в обобщенной форме наиболее существенные, закономерные признаки изучаемых явлений и предметов. Формами мышления, помимо понятий, являются суждения и умозаключения. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (утверждение или отрицание чего-либо).
Умозаключение – такая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии. В первом случае обобщенный вывод делается на основе единичных, частных утверждений, знание «движется» от единичного к общему. Во втором случае на основе обобщенного утверждения (вывода, закона и т.п.) делаются частные утверждения, знание «движется» от общего к частному. В третьем случае утверждение, вывод делается на основе сходства по какому-либо признаку между объектами. Использование аналогий является основанием для выдвижения догадок или гипотез.
Мыслительная, интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, с помощью и в результате которых перерабатывается информация, закодированная в восприятиях, представлениях, понятиях и формулируются научные понятия, законы, выводы и т.д. В зависимости от уровня обобщения информации и характера используемых средств выделяют разные виды мышления (см. схему 38).
По степени новизны и оригинальности выделяют также репродуктивное, воспроизводящее (шаблонное) мышление и продуктивное, творческое мышление.
Этапы усвоения знаний реализуются в этапах учебного процесса. Назовем эти этапы.
1. Постановка учителем цели и задач обучения и осознание, принятие их учащимися.
2. Первичное ознакомление и изучение учащимися нового материала. Это этап восприятия и формирования представлений учащихся. Осуществляется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес учащихся к материалу, стремление глубже его изучить.
3. Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умозаключений. Включает все мыслительные операции (сравнение, анализ-синтез и другие).
4. Закрепление и повторение (совершенствование) учебного материала. На данном этапе важно, чтобы учащийся не просто запоминал и воспроизводил материал, но и делал собственные выводы. Используются разные способы запоминания и работы с материалом.
5. Применение теоретических знаний, в результате которого учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Прочное усвоение материала не самоцель. Важно сформировать умения оперировать учебным материалом, использовать его на практике.
6. Контроль степени усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию.
Схема 38
7. Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыков в соответствии с результатами предыдущего этапа.
8. Обобщение завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей.
Этапы учебного процесса необязательно следуют в указанном порядке и не всегда все одновременно присутствуют на уроке. Их характер и соотношение зависят как от возраста учащихся, так и от уровня развития учебной группы, каждого ученика. На практике эти этапы составляют единый процесс обучения, поэтому выделение их условно.
Выделяют пять уровней усвоения учебного материала (см. схему 39).
Схема 39
- Предисловие
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- Образовательная парадигма
- Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования
- И общества
- 3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Система непрерывного образования в рб (модель)
- Основное образование
- Дополнительное (общее или профессиональное) образование
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Дополнительное
- Образование
- Детей и
- Молодежи
- Начальное образование
- Базовое образование
- Среднее образование
- Тема 1.2 Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических научных дисциплин
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
- Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Факторы развития личности
- Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- Учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся
- 5 Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- Структура и основные характеристики педагогического процесса
- Содержание
- Двусторонность
- Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса.
- I группа закономерностей:
- II группа закономерностей:
- Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 1. Понятие о содержании образования
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- Закономерности и принципы обучения
- Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Мотивы учебной деятельности
- 5. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
- Понятие о методах и приемах обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
- 1. Понятие об общих и конкретных формах обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
- Тема 1.15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- Компьютерная система обучения
- Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
- 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- 1. Планирование 2. Инструктаж участников и четкое организационное начало 4. Контроль за ходом трудовой деятельности 3. Обеспечение орудиями труда
- 6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности
- Тема 1.21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- Экологическая культура личности: сущность и структура
- 2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической
- Проектно-исследовательские:
- Просветительские:
- Эколого-краеведческие:
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
- Тема 1.22. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
- Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы
- 2. Педагогическое руководство формированием коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 1. Ученическое самоуправление: сущность и формы
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения
- 2. Культура педагогического общения
- Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора