logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И.Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся – важная педагогическая задача.

В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см. таблицу № 16).

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И.Ф. Харламову).

имеющихся у него взглядов и убеждений.

Таблица 16

Структура мировоззрения личности

Объективные компоненты

Субъективные компоненты

Знание (как принадлежность индивида) - образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений.

Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл.

1. Взгляды человека – принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним.

2. Убеждения человека – знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил.

3. Идеалы – осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы – представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека – мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см. схему 59) . Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.

Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке – его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или в религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному. Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философс­кими знаниями, современными научными достижениями, а также си­стемой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.

Схема 59

Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования (см. таблицу 17).

Таблица 17

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие)

Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений

Важнейшее новообразование– самосознание личности – определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников

Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.

Критериями сформированности мировоззрения личности являются:

- знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

- устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;