2. Структура содержания образования
В соответствии с вышеизложенной концепцией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина в содержании образования выделяются четыре основных компонента (см. схему 28). Усвоение системы знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности обеспечивает формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это – основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.
Схема 28
Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, как компонент содержания образования представлен интеллектуальными и практическими умениями как общими для многих учебных предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и др.), так и специфическими для определенных учебных предметов. Овладение умениями и навыками позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру. Опыт творческой деятельности выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Включает творческие умения: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы, нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных и другие. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру определяет нормы отношений человека, а значит его воспитанность. Отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.
Содержание образования может быть структурировано также по основным его отраслям. Под общим образованием понимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, опытом отношений к миру и себе, умениями и навыками, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования. Общее образование является базой последующей специализации (в частности, профессионального образования) и сквозной линией всей системы непрерывного образования. В содержание общего среднего образования входят три основных цикла предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и другие) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Гуманитарные предметы (история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и другие) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека. Художественные дисциплины (изобразительное искусство, музыка) приобщают к миру прекрасного, творчеству, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура укрепляют здоровье, формируют трудовые умения и навыки и т.п.
Политехническое образование (выделяют как отрасль образования условно) является
составной частью общего образования. Политехническое образование представляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью. Содержание политехнического образования составляют знания о законах природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, знания о научно-технических, организационно-экономических основах производства, о психологических закономерностях деятельности человека на производстве и соответствующие умения и навыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественнонаучного цикла.
Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и получения профессионального (специального) образования. Профессиональное образование есть процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры. Содержание профессионального образования представлено содержанием профессионально-технического, среднеспециального и высшего образования.
- Предисловие
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- Образовательная парадигма
- Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования
- И общества
- 3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Система непрерывного образования в рб (модель)
- Основное образование
- Дополнительное (общее или профессиональное) образование
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Дополнительное
- Образование
- Детей и
- Молодежи
- Начальное образование
- Базовое образование
- Среднее образование
- Тема 1.2 Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических научных дисциплин
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
- Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Факторы развития личности
- Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- Учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся
- 5 Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- Структура и основные характеристики педагогического процесса
- Содержание
- Двусторонность
- Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса.
- I группа закономерностей:
- II группа закономерностей:
- Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 1. Понятие о содержании образования
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- Закономерности и принципы обучения
- Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Мотивы учебной деятельности
- 5. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
- Понятие о методах и приемах обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
- 1. Понятие об общих и конкретных формах обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
- Тема 1.15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- Компьютерная система обучения
- Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
- 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- 1. Планирование 2. Инструктаж участников и четкое организационное начало 4. Контроль за ходом трудовой деятельности 3. Обеспечение орудиями труда
- 6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности
- Тема 1.21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- Экологическая культура личности: сущность и структура
- 2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической
- Проектно-исследовательские:
- Просветительские:
- Эколого-краеведческие:
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
- Тема 1.22. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
- Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы
- 2. Педагогическое руководство формированием коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 1. Ученическое самоуправление: сущность и формы
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения
- 2. Культура педагогического общения
- Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора