2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
Дифференцированным в дидактике называют такое обучение, для которого характерен учет типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При дифференцированном обучении реализуется тот или иной вид дифференциации. Целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. В ходе дифференцированного обучения применяются разнообразные методы, приёмы, формы обучения и специальный дидактический материал, позволяющий осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.
Вариантом дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, при котором: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебные пособия, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя корректировать деятельность обучающегося и учителя. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе ограниченно (например, для занятий с одаренными детьми, с девиантными детьми).
Наиболее полно идеи дифференцированного обучения реализуются в школах с уровневой дифференциацией, организационная модель которых включает следующие виды дифференциации: 1) комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики тех или иных характеристик личности и уровня овладения общеучебными учениями; 2) внутриклассная дифференциация обычно в среднем звене (V-IX классы) проводится посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном); зачисление в группы производится на добровольной основе с учетом познавательного интересов учащихся; 3) профильное обучение в основной школе и старших классах организуется на основе психолого-педагогической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, а также самоопределения школьников.
Дифференцированное обучение предполагает не только дифференциацию содержания, но и дифференциацию организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия), темпов изучения материала и т.д. В настоящее время в средней общеобразовательной школе Беларуси уровневая дифференциация осуществляется в форме кружковых или факультативных занятий по предметам, а профильная дифференциация сохраняется в X-XI классах некоторых типов средней школы (гимназии, лицеи). Актуальной в связи с этим остается внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация, которая осуществляется на всех ступенях общеобразовательной школы.
Основной формой учебных занятий при дифференцированном обучении является урок, традиционный и нетрадиционный. Каковы пути организации дифференцированного обучения на уроке? Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов (см. схему 50).
Схема 50
Необходимым условием осуществления дифференцированного обучения, его основой является психолого-педагогическая диагностика индивидуально-психологических особенностей школьников. Критериями разделения учащихся на гомогенные группы, например, могут служить: отношение (интерес) к предмету, уровни обучаемости или обученности (высокий, средний, низкий), отношение к учебной деятельности (положительное, отрицательное), психофизиологические особенности человека. Так, с учетом последнего из названных критериев учитель выделяет группы учащихся с сильной или слабой нервной системой, с преобладающим типом памяти, уровнем развития произвольного внимания и т.п.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся. Деление класса на группы условно и негласно. Перемещение учащихся из группы в группу производится в конце каждой учебной четверти на основе выделенных показателей интелектуально-личностного роста школьников.
Самым распространенным методом внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности. Кроме того, дифференцируются задания по степени самостоятельности учащихся, по уровню творчества, по объему учебного материала, по характеру помощи учащимся.
Дифференцированное обучение возможно только в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения. Эффективными методами такого обучения являются рассмотренные нами ранее методы проблемного обучения, активные методы обучения, в том числе учебные дискуссии, игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к учению, создание ситуаций успеха, творчества и другие.
Дифференцированное обучение в настоящее время рассматривается в качестве эффективного средства обучения так называемых нестандартных детей, выходящих за пределы нормы: выше или ниже ее. Это дети с особыми образовательными потребностями (одаренные учащиеся, отстающие в учении школьники и другие).
- Предисловие
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- Образовательная парадигма
- Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования
- И общества
- 3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Система непрерывного образования в рб (модель)
- Основное образование
- Дополнительное (общее или профессиональное) образование
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Дополнительное
- Образование
- Детей и
- Молодежи
- Начальное образование
- Базовое образование
- Среднее образование
- Тема 1.2 Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических научных дисциплин
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
- Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Факторы развития личности
- Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- Учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся
- 5 Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- Структура и основные характеристики педагогического процесса
- Содержание
- Двусторонность
- Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса.
- I группа закономерностей:
- II группа закономерностей:
- Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 1. Понятие о содержании образования
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- Закономерности и принципы обучения
- Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Мотивы учебной деятельности
- 5. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
- Понятие о методах и приемах обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
- 1. Понятие об общих и конкретных формах обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
- Тема 1.15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- Компьютерная система обучения
- Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
- 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- 1. Планирование 2. Инструктаж участников и четкое организационное начало 4. Контроль за ходом трудовой деятельности 3. Обеспечение орудиями труда
- 6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности
- Тема 1.21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- Экологическая культура личности: сущность и структура
- 2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической
- Проектно-исследовательские:
- Просветительские:
- Эколого-краеведческие:
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
- Тема 1.22. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
- Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы
- 2. Педагогическое руководство формированием коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 1. Ученическое самоуправление: сущность и формы
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения
- 2. Культура педагогического общения
- Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора