ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций
Система непрерывного образования в рб (модель)
Содержание
-
Предисловие
-
Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
-
Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
-
1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
-
2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
-
Образовательная парадигма
-
Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования
-
И общества
-
3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
-
4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
-
5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
-
Система непрерывного образования в рб (модель)
-
Основное образование
-
Дополнительное (общее или профессиональное) образование
-
Общее образование
-
Дошкольное образование
-
Дополнительное
-
Образование
-
Детей и
-
Молодежи
-
Начальное образование
-
Базовое образование
-
Среднее образование
-
Тема 1.2 Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога
-
1. Возникновение и становление педагогической профессии
-
2. Сущность профессии педагога, ее особенности
-
3. Социальные и профессиональные функции учителя
-
4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
-
Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
-
1. Сущность и структура педагогической деятельности
-
2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
-
3. Профессиональная компетентность педагога
-
4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
-
Тема 1.4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
-
Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
-
2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
-
3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
-
4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
-
Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
-
1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
-
2. Педагогика как наука и учебный предмет
-
3. Основные категории педагогики
-
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
-
5. Система педагогических научных дисциплин
-
Вопросы и задания для самоконтроля
-
Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
-
1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
-
4. Методы педагогического исследования
-
5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
-
Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики
-
1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
-
2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя
-
3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
-
4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
-
Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
-
Развитие личности как педагогическая проблема
-
Факторы развития личности
-
Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
-
Учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся
-
5 Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
-
Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
-
1. Понятие о целостном педагогическом процессе
-
Структура и основные характеристики педагогического процесса
-
Содержание
-
Двусторонность
-
Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
-
Закономерности педагогического процесса.
-
I группа закономерностей:
-
II группа закономерностей:
-
Принципы педагогического процесса и правила их реализации
-
Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
-
1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
-
Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
-
Цели образования в современной школе
-
4. Целеполагание как вид деятельности педагога
-
Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
-
1. Понятие о содержании образования
-
2. Структура содержания образования
-
3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
-
4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
-
5. Документы, определяющие содержание образования
-
Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
-
1. Предмет и задачи дидактики
-
2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
-
Закономерности и принципы обучения
-
Деятельность учителя в процессе обучения
-
5. Деятельность учащихся в процессе обучения
-
5. Деятельность учащихся в процессе обучения
-
Мотивы учебной деятельности
-
5. Виды обучения, их характеристика
-
6. Виды обучения, их характеристика
-
6. Виды обучения, их характеристика
-
Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
-
Понятие о методах и приемах обучения
-
2. Классификация методов обучения
-
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
-
4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
-
5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
-
Критерии выбора методов обучения
-
Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
-
1. Понятие об общих и конкретных формах обучения
-
2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
-
3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
-
4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
-
5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
-
Тема 1.15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
-
1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
-
2. Требования к учебникам и учебным пособиям
-
3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
-
Компьютерная система обучения
-
Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
-
5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
-
Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся
-
1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
-
2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
-
3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей
-
4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
-
Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
-
1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
-
2. Психологические и аксиологические основы воспитания
-
3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
-
4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации
-
5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
-
6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания
-
Тема 1.18. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
-
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
-
2. Методы формирования сознания личности
-
3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
-
4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
-
5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
-
6. Общая характеристика форм воспитательной работы
-
Тема 1.19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
-
Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
-
2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
-
3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
-
4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
-
Тема 1.20. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
-
Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
-
2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
-
3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
-
4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
-
1. Планирование 2. Инструктаж участников и четкое организационное начало 4. Контроль за ходом трудовой деятельности 3. Обеспечение орудиями труда
-
6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности
-
Тема 1.21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
-
Экологическая культура личности: сущность и структура
-
2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической
-
Проектно-исследовательские:
-
Просветительские:
-
Эколого-краеведческие:
-
3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
-
4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
-
Тема 1.22. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
-
Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы
-
2. Педагогическое руководство формированием коллектива
-
3. Семья как воспитательная среда ребенка
-
4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
-
5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
-
6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
-
Тема 1.23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
-
1. Ученическое самоуправление: сущность и формы
-
2. Условия и пути развития школьного самоуправления
-
3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
-
4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
-
Тема 1.24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
-
1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения
-
2. Культура педагогического общения
-
Стили педагогического общения и педагогического руководства
-
4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
-
5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
-
Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
-
Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
-
2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
-
3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
-
4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
-
Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
-
1. Сущность и структура педагогического менеджмента
-
2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
-
3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
-
4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
-
Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
-
Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
-
2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
-
3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
-
4. Акмеограмма педагога-инноватора