logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

Среднее образование

Профессиональное образование

Профессионально-техническое образование

Дополнительное

образование

взрослых

Среднее специальное

образование

Высшее образование

Послевузовское образование

Рис. 4.

Рис.4

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте образование как социальное явление и общечеловеческую ценность. Почему образование является ведущим фактором развития культуры общества и личности?

  2. Определите понятие «образование» во всех значениях.

  3. Какова роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества? Дайте их краткую характеристику.

4. Назовите основные компоненты системы образования в Республике Беларусь. Изобразите ее схематически.

5. Назовите ступени общего среднего образования. Охарактеризуйте учреждения общего среднего образования

6. Какие изменения произошли в последнее десятилетие в организации процесса обучения в общеобразовательной школе? С чем связаны перспективы развития системы общего среднего образования?

7. Обоснуйте положение о том, что непрерывное образование является средством развития и самосовершенствования личности.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Будущая демократизация общества готовится демократизацией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества» (С. Френе).

Школа сегодня – дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее школы находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония (Н.И. Пирогов).

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию… Внешкольное образование есть вся жизнь. Всю жизнь должен человек себя образовывать (А.В. Луначарский).

Всякому образованному человеку хорошо известно, что все самое ценное умственное достояние, которым он владеет, приобретено им самим, путем самостоятельного размышления над читанным, слышанным, виденным и испытанным в жизни… (В.Д. Сиповский).

Способность к самообразованию и саморазвитию – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни (В.И. Слободчиков).

Народная мудрость

Учись, поколе хрящи не срослись (рус.)

Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование (япон.).

Учиться и в шестьдесят лет не поздно (япон.).

У кого есть знания, тому принадлежит весь мир (кит.).

Образованный человек скромен, глубокая река спокойна (монгол.).