logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Классификация методов обучения

Классификацией методов педагогического процесса (обучения, воспитания) называется подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Так как признаки, по которым может быть осуществлена классификация, многочисленны, и сами методы многообразны, многосторонни, то возможны и разные их классификации. Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.

1. В основание одной из первых классификаций методов обучения положен источник передачи информации и характер её восприятия (Е.В. Перовский, Е.Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные, наглядные, практические.

2. Другая классификация (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с ними выделены: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний на практике; методы закрепления знаний, умений и навыков; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Представляет интерес классификация (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), основанием которой является характер учебно-познавательной деятельности учащихся (см. схему 40).

Схема 40

4. На основе методологии целостного подхода к деятельности известный дидакт Ю.К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 7); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 8); методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 9). Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы.

Таблица 7. Методы организации и осуществления

учебно-познавательной деятельности

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

IV подгруппа

По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы)

По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы)

По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний

По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью)

Словесные:

- объяснение;

- рассказ;

- беседа;

- лекция;

- дискуссия и др.

Наглядные:

- иллюстрации;

- демонстрации,

Практические:

- упражнение;

- опыт;

-трудовые действия и др.

Индуктивные, дедуктивные, аналитические; синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др.

Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.)

Методы работы под руководством учителя;

методы самостоятельной работы учащихся:

- работа с книгой;

- выполнение письменных заданий;

- выполнение лабораторной работы; художественно-творческой работы в мастерских и др.

Таблица 8. Методы стимулирования и мотивации

учебно-познавательной деятельности

I подгруппа

II подгруппа

Методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования долга и ответственности в учении

Создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, познавательной новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и др.; познавательные игры; учебные дискуссии

Разъяснение личностной и общественной значимости учения и формирование у школьников соответствующих убеждений; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков в учении; соревновательность и др.

Таблица 9. Методы контроля и самоконтроля в обучении

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля самоконтроля

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль и др.

Письменная контрольная работа, письменный зачет, письменный экзамен, письменная программированная работа, тестирование, письменный самоконтроль и др.

Контрольные лабораторно-практические работы, лабораторно-практический самоконтроль и др.

Существуют и другие классификации методов обучения. Все классификации носят условный характер. Один и тот же метод обучения может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.

Знание классификаций методов обучения поможет учителю ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны, условия эффективного применения в реальных условиях педагогической практики. Раскроем сущность и содержание основных групп методов обучения.